Институт семьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и семьи

Информация » Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность » Институт семьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и семьи

Страница 4

Вплоть до XIX–начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. Это и обряды, направленные на улучшение плодовитости будущей матери, и действия на укрепление связи молодых друг с другом.

Многие из древних языческих обрядов, сохраняя свое место в ритуале, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.

Языческое венчание происходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки, обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой. Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник (представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященными кольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокруг алтаря. Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.

Свадьба имела функцию не только продолжения рода. Также это было важным экономическим событием для обеих семей. К браку общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.

Институт брака и семьи сильно подкосила Октябрьская революция 1917 года. В пылу борьбы с религией большевики практически разрушили традицию церковных браков, заменив их гражданскими (государственными). Также они значительно упростили процедуру вступления в брак и его расторжения, что не могло не сказаться на мировоззрении молодых советских людей и на их моральных установках. Однако в 1944 году семейный кодекс был значительно ужесточен, так как правительство поняло, что создание новых стабильных крепких семей - в его интересах. Изменилось также и отношение комсомола к незарегистрированным отношениям.

В настоящее время в России наблюдается преобладание незарегистрированных семейных отношений. Молодежь положительно относится к такому положению вещей и не торопится связывать себя узами брака. Повышается возраст вступления в брак.

Правительство России пытается как-то исправить демографическую ситуацию, пытается поощрить молодежь жениться и рожать детей. Но из-за несовершенства правовой и экономической базы правительство пока в этом не слишком преуспело.

Несмотря на все это, люди в России продолжают жениться и выходить замуж. Существует развивающийся рынок свадебной индустрии; многовековые традиции русской свадьбы, хоть и переосмысленные и измененные, все же продолжают жить.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекоменудем посмотреть:

Рыцарство как доминантная форма светской культуры
На рубеже XII-XIII вв. приходится расцвет и светской культуры, так одним из её элементов явилось рыцарское сословие, зародившееся ещё в VII- VIII вв. Рыцарство - особый привилегированный слой средневекового общества, который на протяжени ...

Символизм во Франции
Становление символизма во Франции – стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, – связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, в ...

Судьбы творческой интеллигенции Урала в 1930-е гг
Многие ученые и деятели культуры подвергались в этот период репрессиям. В ходе их погибли председатель Уральского областного бюро краеведения Я.А. Истомин (1887–1939), обвиненный в длительных связях с «врагами народа». Несмотря на насили ...