Иван Мартос

Родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В возрасте 10 лет был отправлен в Петербургскую академию художеств. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Л.Роллана. Затем его воспитанием занялся Н.Ф.Жилле. В 1773-1779 гг. стажировался в Риме. Это сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора. Автор многих надгробий в некрополях Петербурга, в том числе С.С.Волконской, М.П.Собакиной, Е.С.Куракиной, Е.И.Гагариной и др. Выполнял скульптурные работы для Казанского собора. Автор памятников Минину и Пожарскому в Москве, Э.Ришелье в Одессе, Александру I в Таганроге, М.В.Ломоносову в Архангельске и др. В 1779-1835 гг. преподавал в Академии художеств, с 1814 г. был ее ректором.

В 1799 г. Академия художеств направила в Петергоф для осмотра обветшавшей свинцовой скульптуры Большого каскада скульпторов М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева и Мартоса, который дал техническое объяснение причин ее изменения. Для Большого каскада Мартос выполнил статую Актеона, которая стоит особняком в его творчестве, хотя отточенная классичность его пластики явственно проявилась и в этом произведении. Заданность образа, связанного с общим аллегорическим замыслом каскада, и место у последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно мощен ниспадающий поток, диктовали необходимость неординарной динамичной композиции. Юноша Актеон похвастался пред страстной охотницей богиней Артемидой, что он более искусный охотник, нежели она. Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, и его растерзали собаки. Мартос представил Актеона остановившимся на бегу в тот момент, когда охотник почувствовал, что превращается в оленя. Он тревожно оглядывается, левая рука его тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным животным. В движении правой руки чувствуются растерянность и подступающий страх; невозмутимое лицо отмечено печатью обреченности. Сила дарования Мартоса проявилась в мастерской передаче чисто пластическими средствами целой гаммы противоречивых чувств, в широкой обобщенной лепке. Сложный ракурс статуи сочетается с ясностью силуэта и формы, которые отчетливо читаются на живописном фоне водопадных потоков и рассыпающихся брызгами струй. В начале XVIII в. миф об Актеоне получил в России иной смысл: Актеон – это наказанный за самонадеянность и хвастовство король Швеции Карл XII,спасающийся бегством от своих бывших союзников, перешедших после Полтавской битвы на сторону России. По модели Мартоса были отлиты бронзовые маскароны Римских фонтанов, заменившие прежний свинцовый декор. Поврежденные во время Великой Отечественной войны Римские фонтаны в 1949 г. были реставрированы. Спустя 5 лет скульптор А.Гуржий по сохранившемуся образцу выполнил маскароны и воссоздал все бронзовые декоративные детали.

Рекоменудем посмотреть:

Устав Русской школьной библиотечной ассоциации
1.1. Русской школьной библиотечной Ассоциацией, именуемой далее – ассоциация – признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленн ...

Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы
Основные направления, по которым развивался литературный андеграунд, соответствовали четырем основным позициям цензурных запретов: 1. социально-политическая критика советского режима; 2. эротика и порнография; 3. религиозная пропаганда ...

Культурный архетип, менталитет и этнос
Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессоз­нательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты культур­ных архетипов - устойчивость и неосознанность. Люди, как правило, не рефлекс ...