Организация торжеств

Страница 2

После смерти Петра I праздничный светский календарь корректировался при каждом новом правлении. При Екатерине I особое значение приобрел день ее коронации, при Петре II появился день восшествия на престол. При Анне Иоанновне, перенесшей большинство торжеств в стены дворца, окончательно сформировались полковые дни, были введены второй Андреевский кавалерский день и дни объявления императрицы полковником гвардейских частей. Однако общее число торжеств в связи с несколькими смертями в доме Романовых в середине 1730-х годов в официальном общероссийском календаре светских дат значились Новый год и 8 царских праздников: день восшествия Анны на престол (19 января), день ее коронации (28 апреля), дни рождения и тезоименитств Анны Иоанновны (28 января и 3 февраля), Анны Леопольдовны (7 и 9 декабря) и цесаревны Елизаветы Петровны. В правление Анны Леопольдовны в 1741 г. появились дни рождения и тезоименитства супруга правительницы принца Антона Ульриха Брауншвейгского (17 августа и 17 января) и императора Иоанна Антоновича _12 и 29 августа), отмечался день восшествия на престол императора Иоанна.

К концу правления Елизаветы Петровны из числа 49 внесенных в табель праздничных господских и торжественных дней, «статских» насчитывалось 13. Это были дни восшествия на престол и коронования, 7 дней рождения и тезоименитств Елизаветы, Петра Федоровича, Екатерины и Павла Петровича (тезоименитство в день св. апп. Петра и Павла было двойным), день Полтавского сражения (при дворе не праздновался), два орденских праздника – Андреевский и Александро–Невский (орденские дни св. Екатерины и св. Анны в официальный календарь не входили, хотя при дворе отмечались) и Новый год.

К 1795 г., когда увеличилось число орденов, а семью Романовых пополнили многочисленные внуки и внучки императрицы, праздничный цикл выглядел следующим образом. Открывало его празднование Нового года, отмечались дни коронования и восшествия на престол Екатерины II (25 апреля и 28 июня), дни рождения и тезоименитства императрицы (21 апреля и 24 ноября), цесаревича Павла Петровича (20 сентябя и 28 июня), его супруги Марии Федоровны (14 октября и 22 июля), их детей великих князей и княжен Александра и Константина, Елены, Марии, Екатерины и Ольги, супруги Александра и великой княгини Елизаветы Алексеевны (всего 19 царских дней, включая «торжество выздоровления ее Величества от оспы»). Следует отметить, что тезоименитства были и дни рождения царской семьи были обязательными торжествами не только при дворе. По всей стране эти даты отмечались особыми молебнами, и пропуск их духовенством наказывался епитиями, плетьми, ссылкой в монастырь, а то и смертной казнью.

Из военных праздников официальный календарь на 1795 г. включал день «воспоминания Полтавы», но как дополнение к нему указывалось, что в иные дни при «церквах бывают благодарственные молебны за победы» в память «мира при Кайнарджи и присоединения Таврического царства», сражений при Гангуте и Гренгаме, при Гросс-Егерсдорфе и у Лесной, взятия Нарвы и Шлиссельбурга. Дополнением были православные двунадесятые праздники, Страстная и Святая недели, три масленицы, обязательные походы в церковь по воскресеньям, в дни архангела Михаила, свт. Николая и т.д. Всего в 1794-1794 гг. при дворе отмечалось 59 церковных, придворных и кавалерских праздников (табельных дней было 66, если бы некоторые торжества не приходились на один день).

Празднование торжеств в Росси XVIII веке сыграло большую роль в жизни и культуре России. Это участвовало в закреплении институтов и символов самодержавной власти. Эти торжества являлись событием разового, единичного характера. Между тем тогда же сложилась и та новая система ежегодных официальных светских празднеств и увеселений, которая структурировала повседневную жизнь царя.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Основные субъекты культуры: типологический подход
Несмотря на убедительно изложенную и обоснованную, прежде всего, Н.С. Злобиным и М.Б. Туровским, персоналистскую позицию, согласно которой субъектом исторического действия выступает только личность, традиция рассматривать в качестве субъе ...

Импрессионизм в творчестве И.И. Левитана и А.П. Чехова
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизм ...

Северные монастыри России
Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри явля ...