Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Информация » Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Страница 5

Храм во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов (Духовская церковь) замыкает юго-восточный угол соборной площади. Построен он псковскими мастерами в 1476 году

на месте деревянной Троицкой церкви. Храм являет собой уникальный для московской архитектуры XV века пример церкви с подкупольной звонницей. Кстати, это самая древняя из сохранившихся церквей "под колоколы". Иконостас - розового дерева; иконы для него выполнены в середине XIX века лаврскими иконописцами.

У северной стены храма почивают святые мощи преподобного Максима Грека, а у южной - преподобного Антония Радонежского. В 7.30 по воскресным и праздничным дням в Духовской церкви совершается Божественная литургия.

 
Главный соборный храм и древнейшая постройка обители - Троицкий собор. Воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном "в честь и похвалу" преподобному Сергию Радонежскому. В соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители. Белокаменный собор - один из важнейших памятников раннемосковского зодчества. Древнейшая роспись внутренних стен до нас не дошла; сохранившаяся же (датируемая 1635 годом) лишь воспроизводит первоначальную. В иконостасе собора - иконы письма Андрея Рублева, Даниила Черного, Симона Ушакова. Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах (при Третьяковской галерее), а в иконостасе Троицкого собора мы видим его точную копию, выполненную художником-реставратором Н.А. Барановым. Ежедневные богослужения: 6.30 (кроме будних дней Великого поста) - Божественная литургия, с 5.30 до 20.30 - молебны с акафистом преподобному Сергию. Здесь братия обители принимает монашеский постриг.

У южной стены собора в 1548 году над местом погребения преподобного Никона возведена придельная Никоновская церковь. Почти сразу к приделу была пристроена так называемая Серапионова палатка, где почивают мощи святых, бывших в разное время настоятелями обители: святителя Серапиона, святителя Иоасафа и преподобного Дионисия. По преданию, на месте Серапионовой палатки находилась келья преподобного Сергия. Нынешний вид храм приобрел после реконструкции 1623 года. Первоначальная роспись храма (1635) и первоначальный иконостас до нас не дошли. Ныне храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX века в стилистике русской резьбы XVII века. Установленная над гробницей икона "Преподобный Никон Радонежский с житием" - одно из лучших произведений монахини Иулиании (Соколовой; 1899 - 1981). Внутри церкви, в северо-западном ее углу, в деревянной резной раке покоятся святые мощи преподобного Никона. Богослужение в храме совершается в день памяти преподобного Никона - 17/30 ноября.

За Троицким собором, соединенное с ним крытой папертью, расположено двухэтажное здание ризницы (1782). Здесь хранятся и экспонируются произведения церковного искусства из собрания Троице-Сергиевой Лавры.

Слева: Видение птиц преподобному Сергию. Фрагмент росписи Серапионовой палатки, выполненной монахиней Иулианией (Соколовой).

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Сооружена (по проекту Д.В. Ухтомского) в 1746 году, освящена семью годами позже. Этот прекрасный образец елизаветинского барокко с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря. Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися сдвоенными белыми пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон вдоль его стен - лестницы-всходы. Первоначальный иконостас не сохранился. Нынешний резной иконостас - "родом" из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы. В нише на восточной стене - резная каменная икона, являющаяся копией главной святыни церкви - чудотворного образа Одигитрии. Богослужения совершаются в престольный праздник (28 июля/10 августа) и в воскресные и праздничные дни (начало в 8.20).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Татр модерна. Мейерхольд, Комиссаржевский, Вахтангов и др
В искусстве вообще и в театре в частности период конца первого десятилетия 20 века был очень сложным. Художники (как и вся страна) разделились на сторонников и противников революции. Несколько упрощая, можно сказать, что в эстетической сф ...

Проблема возрождения традиций празднования народных календарных обрядов осеннего цикла
После установления Советской власти начали создаваться ритуалы новых общественных и гражданских праздников; многие ж религиозные обряды стали быстро уходить из жизни; население указывает, какие из них справляли «до коммун», «до колхозов», ...

Сюжет и символы
Фильм "Броненосец "Потемкин" — глыба, скала, монумент. Он и сейчас поражает воображение, запоминается, оставляет сильное впечатление. У фильма есть интересная и выдающаяся черта: он не воспринимается как художественный фил ...