Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Информация » Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Страница 7

Успенские ворота были устроены позднее 1655 года в восточной монастырской стене чуть севернее Святых ворот как дополнительные, имевшие хозяйственное назначение. Небольшой портик перед ними построен в 1829 году. Поименованы от Успенского собора, напротив которого и расположены.

Любопытные сюжеты связаны с указом Петра I об изъятии колоколов и переливке их на пушки. Известно, что в 1700 году после неудачи русских под Нарвой Петр приказал лить орудия из тех колоколов, которые признаны будут лишними. В тексте начала XVIII века "Чудо с колоколами Троице-Сергиева монастыря" рассказывается о том, как колокола обители воспротивились уготованной им участи и вернулись на места, с которых были изъяты. Один из колоколов исчез и позже был найден в пруду, другой, который хотели разбить, не поддался и три дня безостановочно гудел, а два других, называемые в тексте "братевниками", долго не снимались с крючьев, а потом вдруг сами упали на землю. Подобные легенды, в которых колокола сами выбирают место, где им висеть, и сохраняют верность своей колокольне, известны и в европейском фольклоре.

Слева: Новую колокольню, возведенную во второй половине XVIII века, лаврские колокола приняли как родную. Литография XIX века.

Когда Троицкая обитель получила титул Лавры, повелением императрицы Елизаветы Петровны из государственных запасов было отпущено меди и олова для отлития большого благовестного колокола для новой лаврской колокольни. В результате отлили колокол, второй по размерам после знаменитого московского Царь-колокола (ни разу, кстати, не бившего), тоже получивший имя "Царь". Работали над ним мастер знаменитого рода Моториных Михаил Иванович (вместе с отцом, Иваном Федоровичем, ливший и московского "Царя") и сподручные Моториных. Весил новый "Царь" "всего" 66,5 тонн (московский - 200 тонн), но зато на втором ярусе лаврской колокольни он проблаговестил от декабря 1759 года до самого разорения монастыря большевиками. Слышно его было аж в Мытищах. А в 1930 году, когда по стране прокатилась эпидемия сбрасывания церковных колоколов, в Троицкой обители погибли двадцать пять колоколов - в том числе и "Царь". Лишь в 2004 году Лавра получила новый Царь-колокол, весом даже поболе утраченного - 72 тонны.

Первое упоминание о чудесах, происходивших там, где сегодня раскинулась Троице-Сергиева Лавра, дошло до нас со времен основания монастыря. Еще до того, как святой Сергий Радонежский пришел на холм Маковец, место это было хорошо известно окрестным жителям.

Как Сергий был предназначен к служению Святой Троице, так и выбранное им место будто бы самим Господом было уготовано для устроения его обители. Радонежские "лесные люди" - бортники и охотники - еще задолго до преподобного приметили холм в десяти верстах от Хотькова. Те из них, кому случалось заночевать в лесу, будто бы наблюдали яркий свет, струящийся над землей, некоторые видели даже языки пламени, а иные явственно ощущали разлившееся в воздухе благоухание. И Сергий, умевший распознать Божий промысел, встретился с этим местом, исполненный благоговения и доверия.

Сергию Радонежскому людская молва приписывает открытие и другого животворного источника - водопада "Гремячий ключ", расположенного около деревни Ляпино. Легенда гласит, что в этом месте останавливался помолиться преподобный на пути из Лавры в Киржач. "Гремячий" является уникальным природным памятником, представляя собой несколько сильных источников, бьющих из расщелины в середине крутого известнякового склона.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Цифровой кинематограф
В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео». Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры пр ...

Западноевропейский символизм
Символ и художественный образ. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж.Мор ...

Татр модерна. Мейерхольд, Комиссаржевский, Вахтангов и др
В искусстве вообще и в театре в частности период конца первого десятилетия 20 века был очень сложным. Художники (как и вся страна) разделились на сторонников и противников революции. Несколько упрощая, можно сказать, что в эстетической сф ...