Акмеизм

Страница 2

Я получил блаженное наследство -

Чужих певцов блуждающие сны…

Тонко моделируя рифмы, Мандельштам воспевал Элладу, старый Петербург, русскую историю. Скрупулезная работа над словом была глубоко осознанной. Особая область поэзии Мандельштама связана с музыкой. Вопреки символизму, Мандельштам не пытался соединить законы двух искусств. Музыка в его стихах скорее один из "культурных текстов", заимствованных из прошлых эпох.

В последние годы "серебряного века" раздался в русской поэзии негромкий и чистый голос Анны Ахматовой (А.А. Горенко, 1889-1966). Лирика поэтессы тех лет также нередко несла "антикварный" оттенок:

Луна освещает карнизы,

Блуждает по гребням реки…

Холодные руки маркизы

Так ароматны-легки

"О принц! - улыбаясь, присела, -

В кадрили вы наш vis-à-vis", -

И томно под маской бледнела

От жгучих предчувствий любви.

("Маскарад в парке")

И всё же в среде акмеистов Ахматова, по словам Блока, была "настоящим исключением". Её отличало глубоко личное отношение к окружающему миру, ощущение его дисгармонии и трагичности.

Муза Ахматовой родилась под непосредственным влиянием блоковской поэзии; даже её псевдоним перекликается с любимым местом пребывания поэта: Ахматова - Шахматово. Но подражание Блоку не было сутью её творчества. Источником совершенствования служил для Ахматовой необъятный мир русской классики - Пушкин, Баратынский, Некрасов, Тютчев.

В предреволюционные года Ахматова публикует три сборника стихов - "Вечер" (1912), "Чётки" (1914), "Белая стая" (1917). В ту пору её поэзия глубоко интимна, автобиографична. По словам Ю.М. Тынянова, она словно находится "в плену у собственных тем". Большой поэтический дар Ахматовой, афористичность, выразительность каждого слова раскрылись буквально с первых произведений.

При всём пристрастии поэтессы включать прямую речь в речь авторскую, воспроизводить диалог героев, её вряд ли можно упрекнуть в театральности. Лирическая героиня ахматовской поэзии как бы повторяет слова своих собеседников, стараясь передать их интонацию, вслушиваясь в свой внутренний мир.

Подобно многим своим современникам, Ахматова предельно внимательно к предметному миру. Но описание вещей в её поэзии всегда несёт отпечаток внутреннего состояния героини:

И у окна белеют пяльцы…

Твой профиль тонок и жесток.

Ты зацелованные пальцы

Брезгливо прячешь под платок.

Музыка в стихах Ахматовой звучала как несмолкающая лейт-тема, пронизывающая поэтическое пространство:

Опять приходит полонез Шопена,

О, Боже мой! - как много вееров,

И глаз потупленных, т нежных ртов,

Но как близка, как шелестит измена.

Были в эпоху "серебряного века" поэты, которых трудно отнести к какому-либо определённому направлению. Среди них М.А. Волошин (1877-1932) и М.И. Цветаева (1892-1944).

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Фен- шуй
Затрагивая тему китайского сада, мы неизбежно сталкиваемся с таким специфическим явлением китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае « фэн-шуй». До сих пор представление о влиянии геомантии на китайскую культуру не очень ясно. П ...

Из истории изразца
''Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских ...

Российский театр в 1950–1980
Обновление российского театра началось с режиссуры. Театр отражает состояние общества, и новый виток подъема российской сцены также стал следствием общественных перемен: разоблачением культа личности (1956) и ослаблением идеологической по ...