Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев

Информация » Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники » Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев

Страница 1

Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются. Установление соотношения между многочисленными и очень разнообразными, существовавшими в прошлом и существующими ныне этническими общностями, или, проще говоря, народами (в этнографическом смысле этого слова), группировка общностей, сходных по тем или иным признакам, и отделение классификационных групп друг от друга - все это не только упорядочивает и закрепляет уже накопленные научные результаты, но является одним из основных путей дальнейшего познания существа этнических процессов и закономерностей их развития во времени и в пространстве. В ряде случаев при выборе системы классификации приходится учитывать не только ее теоретическое, но и практическое значение.

Общественные явления и процессы отличаются большой сложностью, и не удивительно, что в гуманитарных науках (к числу которых относится и этнография) научная разработка классификационных систем развернулась позже, чем в естественных науках, охватила лишь часть объектов гуманитарных наук и в настоящее время еще не окончена. Решение проблемы классификации этнических общностей усложнялось тем, что оно, кроме этнографии, затрагивало также философию (прежде всего исторический материализм), социологию и ряд других наук, а потому шло довольно медленно. Классификация эта, как будет показано далее, может идти по нескольким направлениям. Главным среди них представляется исторически-стадиальный подход, нацеленный на выявление основных этапов развития этнических общностей в ходе истории. Однако такой диахронный подход никак не исключает синхронного, тем более что некоторые важные признаки этнической общности, прежде всего культура, с трудом поддаются историческому ранжированию. Необходимость сочетания этих двух подходов особенно ощущается применительно к этнической ситуации в развивающихся странах, где некоторые исторические стадии оказались сдвинутыми, а их признаки нечеткими или смешанными.

Исходной базой классификации этносов или этнических общностей должно быть, несомненно, понятие этнической общности, отделяющее ее от других социальных образований. Разработка понятия этноса, или этнической общности, еще не вполне завершена, но основные стороны его уже достаточно установлены. Этническую общность можно определить как особую исторически возникшую форму социальной группировки людей. Основными условиями ее возникновения является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этнической общности.

В качестве дополнительных условий или факторов сложения этнических общностей может выступать общность религии, а также близость компонентов этноса в расовом отношении или образование значительных переходных (метисных) групп между резко различными в расовом отношении компонентами.

В ходе этногенеза под влиянием различных факторов, в том числе особенностей природных условий этнической территории, складываются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик; наряду с этим вырабатывается этническое самосознание, появляется основное общее самоназвание - этноним; все эти элементы этнической общности могут быть также использованы в качестве ее признаков. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д.; для более устойчивого своего существования она стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе - к государству или административно-территориальной автономии).

Доминирующий в отечественных науках подход к этническим различиям, сводящий их к набору объективных характеристик, не способен дать исчерпывающее объяснение этносоциальным процессам. Наглядно это проявляется при исследованиях в поликультурных регионах, одним из которых является Дальний Восток России. Особенность данного региона в том, что живущие здесь вместе с русскими нанайцы, коряки, ульчи, удэгейцы объединены по весьма формальным признакам с другими народами в классификационную группу, составляющую объект государственной политики и официально именуемую - "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока" (КМНССиДВ, далее - КМН). До введения советской классификации о нанайцах и коряках как о "народах" не говорилось; существовали конгломераты родов, объединенных различными связями и языками - близкими, но разделенными на ряд наречий. Территория их расселения значительно трансформировалась как под влиянием пришлого населения, так и из-за действий со стороны государства: активная колонизация XIX в., создание искусственных границ административных районов, укрупнение поселков в 60-х годах XX в., внутренняя миграция (перемещение в поселки, расположенные ближе к городам) и т.д. Языки нанайцев и коряков находятся на грани исчезновения, практически не используются ими, особенно средним и младшим поколением. Ситуация с самоназваниями вызывает необходимость делить их на автосамоназвания и самоназвания, приписываемые русскими, которые зафиксированы в административных классификациях.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Ильинская церковь
Время создания: около 1170 г. По церковному преданию, основание обители во имя Ильи связывается с Антонием Печерским, первоигуменом Киево-Печерского монастыря. В 1069 году он вмешался в киевские династические распри князей и бежал от гне ...

Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы
Основные направления, по которым развивался литературный андеграунд, соответствовали четырем основным позициям цензурных запретов: 1. социально-политическая критика советского режима; 2. эротика и порнография; 3. религиозная пропаганда ...

Основные субъекты культуры: типологический подход
Несмотря на убедительно изложенную и обоснованную, прежде всего, Н.С. Злобиным и М.Б. Туровским, персоналистскую позицию, согласно которой субъектом исторического действия выступает только личность, традиция рассматривать в качестве субъе ...