Художественные особенности печатной гравюры

Информация » Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века » Художественные особенности печатной гравюры

Страница 1

В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). Ее первыми мастерами были художники И.Н.Павлов, В.Д.Фалилеев, Н.А.Шевердяев. Заслуга применения линогравюры в книгоиздательском деле принадлежит И.Н.Павлову, который впервые использовал ее для оформления обложки и иллюстраций детской книги вместо цинкографии и литографии.

Большой вклад в создание художественной формы русской книги тех лет внесли художники объединения "Мир искусства" А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский и др., превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книги в одну из ведущих областей русского изобразительного искусства.

Формирование современной художественной формы книги в нашей стране завершается уже в советскую эпоху. Новые задачи, поставленные перед книгоизданием, способствовали поиску наиболее оптимальных выразительных средств их художественно-полиграфического оформления и созданию новой по сути высокохудожественной формы книжных изданий. В этом направлении с первого дня своей деятельности работали многие издательства, в том числе Госиздат РСФСР, "Красная новь", "Земля и фабрика", Объединение научно-технических издательств (ОНТИ), "Молодая гвардия" и др. Взамен изданий, дифференцированных в царской России по классовому признаку (роскошная книга для богатых библиофилов, просто оформленная для городской бедноты, грубый лубок для полуграмотного крестьянина и т.д.), были созданы книги, оформление которых определялось их типом, видом, целевым и читательским назначением.

В 20-е годы над оформлением советской книги работали лучшие представители дореволюционного книжного искусства. Среди них Е.Е.Лансере, создавший рисунки к повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат" (1916), Ю.П.Анненков - иллюстрации к поэме А.Блока "Двенадцать" (1918), М.В.Добужинский - иллюстрации к повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" (1923), Д.Н.Кардовский - иллюстрации к поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" (1922). В 1918 году Литературно-издательский отдел (ЛИО) начал выпуск "Народной библиотеки" - популярной в те годы серии книг русской классики, с 1919 года продолженной Госиздатом. Усилиями целого ряда художников - А.Н.Бенуа, Г.С.Верейского, М.В.Добужинского, В.И.Конашевича, С.В.Чехонина, Д.И.Митрохина, П.А.Шиллинговского и др. - был создан тип дешевого, но художественно оформленного массового издания с рисованными и наборными обложками, явившегося первой массовой советской издательской серией.

Высоким качеством художественного оформления и полиграфического исполнения отличались книги издательства "Аквилон" (1921-1924), выпускавшего изящные иллюстрированные издания небольшими тиражами 500-1500 экземпляров. В числе лучших книг издательства - "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина с иллюстрациями М.В.Добужинского (1921), "Золотой жук" Э.По с иллюстрациями Д.И.Митрохина (1922), "Шесть стихотворений Н.А.Некрасова", иллюстрированные Б.М.Кустодиевым (1922) и др. Последний по праву считается основоположником советской изобразительной обложки, отличающейся яркостью и убедительностью образов, лаконизмом композиции и минимумом изобразительных средств (одна-две краски). Только в период с 1919 по 1927 год им было создано более семидесяти иллюстрированных обложек (преимущественно для Госиздата), в том числе к произведениям русской классической литературы в серии "Народная библиотека", современных советских авторов, массовых брошюр для деревенских мастеров и др. В числе лучших работ Кустодиева - обложки книг "Дело Артамоновых" М.Горького (1927), "После бала" Л.Н.Толстого (1926) и др. Кустодиеву-иллюстратору принадлежит и одна из лучших книг того времени - "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С.Лескова (1930). [11]

В книжной графике этого времени отразилась патетика революции, ее романтический накал, активно шли поиски новых форм и стилей художественного выражения. В оформлении изданий преобладали гиперболическая образность, известная условность, символика, однако лучшие книги отличались простотой и выразительностью оформления. Таково, например, графическое оформление серии Госиздата РСФСР "Классики мировой литературы" (1922-1930) и первых изданий сочинений В.И.Ленина (1920-1926), К.Маркса и Ф.Энгельса (1928-1947).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

История Московского сада Эрмитаж
Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценат Яков Васильевич Щукин. Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театр ...

Интенция
Согласно психологическому словарю, данное слово обозначает направленность сознания, мышления, воображения на какой - либо объект. А в качестве вполне корректного приёма убеждения выступает, во- первых, сам процесс нацеливания собеседника ...

Готический стиль
К середине 12 в. во Франции зарождается новый стиль – готический, который затем распространился по всей Европе; Италия попала в орбиту готического стиля в 30-е годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин «готика» возник от названия германс ...