Виды гравюры

Страница 1

В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюра. К гравюре относят и литографию («плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюрой также называют печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях — для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д.

Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности, т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков, а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. [2, С.113]

В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2—5 мм. Рисунок возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. К выпуклой гравюре относятся гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца 15 в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.

В углублённой гравюре

рисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и гравюра сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологические нюансы; возможность непринуждённого выражения замысла привлекала к этим видам гравюры живописцев, скульпторов, архитекторов.

Богатство тональных оттенков достигается в гравюре - акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость).

Резцовая гравюра

(Taille-douce)_ - разновидность углубленной гравюры, исполненная резцом без применения техники офорт.

Техника выполнения резцовой гравюры требует большего мастерства: на ровной и тщательно отполированной металлической доске художник вырезал специальным инструментом – резцом или штихелем. заранее нанесенный рисунок. После этого в доску втиралась краска, снимались ее излишки, и можно было печатать лист.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Подготовка материала
Заготовку древесины для резных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми. Доски, предназначенные для р ...

Западноевропейский символизм
Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р.Гиль, Анри де Реньо, С. ...

Инфраструктурное обеспечение
Проводить последовательную работу по укреплению чувства членства в РБА, гордости за принадлежность к профессиональной организации, формированию корпоративной идеологии и профессионального сознания. Активно проводить работу по привлечению ...