Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школьном кружке

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школьном кружке

Страница 1

В общем ряду пластических искусств декоративно-прикладное наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь . Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Именно поэтому приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству представляется очень важным. На первом этапе обучения 1 - 4-х классах учащиеся входят в увлекательный мир искусства во всем многообразии его проявлений, осваивают его целостно и со взаимосвязи с окружающей жизнью.

Содержание программы выстраивается вокруг трех основных видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые в начальной школе выступают как “изображение”, “постройка” и “украшение” не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Декоративно-прикладное искусство - часть целого, один из способов художественного освоения человеком мира.

В начальной школе декоративно-прикладное искусство представлено достаточно разнообразно и широко. Дети встречаются на уроках с произведениями крестьянского искусства, традиционными народными промыслами и современным декоративным искусством. В частности, во 1-ом классе они занимаются с тремя сферами художественной деятельности на основе связи с реальным миром, миром природы. Образы народного искусства (единорог, птица сирин, двуглавый конь, Полкан и т. д.) - яркий наглядный пример удивительной фантазии народных мастеров и вместе с тем это ключ к созданию собственных фантазий.

В 3-м классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративного искусства, окружающими их в повседневной жизни (мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, кованые ограды, фонари, театральные маски, костюмы и т. д.).

В 4-м классе определена следующая последовательность ознакомления с произведениями декоративного искусства в контексте определенной тематики уроков: русское народное искусство, декоративно-прикладное искусство народов других стран - Греции, средневековой Европы, Японии и т. д.

Урок искусства должен в первую очередь вести школьников к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. Именно поэтому в условиях кружка приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в единстве восприятия и практической деятельности. Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. “Лишь личностнозначимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах .” (Э.Н.Фаустова).

В совершенных образцах народного декоративного искусства за предметночувственной оболочкой всегда скрыто значительное духовное содержание. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено всегда диалектическое единство материального и идеального, зримого и незримого, конечного и бесконечного. Во избежание односторонней трактовки необходимо рассматривать изобретательные мотивы и символические элементы в контексте целого, подключая исторические, искусствоведческие материалы, а также фольклор.

Религиозно-мифологические воззрения на устройство Вселенной оказали глубокое воздействие на всю духовную культуру древности. Понятие трехслойного космоса (небо, земля, подземно-подводный мир) наиболее полное выражение получает в духовно-образной модели мирового древа, являющегося моделью целостного мира, столпом Вселенной.

На всем историческом пути развития народной культуры постоянно, достаточно ярко проявлялась концептуальность народного мышления. “Человек вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким арчитипом - братом человека по срединности - является дерево”, - считает писатель и культуролог Г.Гачев.

Любой фольклор по природе своей космичен, народное декоративное искусство своими образами повествует “О вечном порядке и гармонии мировоззрения, о незыблемости круговорота жизнедающих всия природы” (Г.В.Вагнер).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский за свою почти столетнюю жизнь основал несколько монастырей; все они впоследствии стали очень известными. Одна из этих обителей - Свято-Троицкий Желтоводский монастырь. Когда-то он стоял на бере ...

Арт-терапия в социально-культурной сфере
В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные ...

Проблема общего языкознания
Какие важнейшие вопросы решает эта наука? Прежде всего, она устанавливает, какова природа языка, т. е. принадлежит язык к числу явлений общественных или биологических, физических или психических. Одновременно общее языкознание решает и вт ...