Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школьном кружке

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школьном кружке

Страница 1

В общем ряду пластических искусств декоративно-прикладное наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь . Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Именно поэтому приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству представляется очень важным. На первом этапе обучения 1 - 4-х классах учащиеся входят в увлекательный мир искусства во всем многообразии его проявлений, осваивают его целостно и со взаимосвязи с окружающей жизнью.

Содержание программы выстраивается вокруг трех основных видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые в начальной школе выступают как “изображение”, “постройка” и “украшение” не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Декоративно-прикладное искусство - часть целого, один из способов художественного освоения человеком мира.

В начальной школе декоративно-прикладное искусство представлено достаточно разнообразно и широко. Дети встречаются на уроках с произведениями крестьянского искусства, традиционными народными промыслами и современным декоративным искусством. В частности, во 1-ом классе они занимаются с тремя сферами художественной деятельности на основе связи с реальным миром, миром природы. Образы народного искусства (единорог, птица сирин, двуглавый конь, Полкан и т. д.) - яркий наглядный пример удивительной фантазии народных мастеров и вместе с тем это ключ к созданию собственных фантазий.

В 3-м классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративного искусства, окружающими их в повседневной жизни (мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, кованые ограды, фонари, театральные маски, костюмы и т. д.).

В 4-м классе определена следующая последовательность ознакомления с произведениями декоративного искусства в контексте определенной тематики уроков: русское народное искусство, декоративно-прикладное искусство народов других стран - Греции, средневековой Европы, Японии и т. д.

Урок искусства должен в первую очередь вести школьников к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. Именно поэтому в условиях кружка приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в единстве восприятия и практической деятельности. Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. “Лишь личностнозначимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах .” (Э.Н.Фаустова).

В совершенных образцах народного декоративного искусства за предметночувственной оболочкой всегда скрыто значительное духовное содержание. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено всегда диалектическое единство материального и идеального, зримого и незримого, конечного и бесконечного. Во избежание односторонней трактовки необходимо рассматривать изобретательные мотивы и символические элементы в контексте целого, подключая исторические, искусствоведческие материалы, а также фольклор.

Религиозно-мифологические воззрения на устройство Вселенной оказали глубокое воздействие на всю духовную культуру древности. Понятие трехслойного космоса (небо, земля, подземно-подводный мир) наиболее полное выражение получает в духовно-образной модели мирового древа, являющегося моделью целостного мира, столпом Вселенной.

На всем историческом пути развития народной культуры постоянно, достаточно ярко проявлялась концептуальность народного мышления. “Человек вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким арчитипом - братом человека по срединности - является дерево”, - считает писатель и культуролог Г.Гачев.

Любой фольклор по природе своей космичен, народное декоративное искусство своими образами повествует “О вечном порядке и гармонии мировоззрения, о незыблемости круговорота жизнедающих всия природы” (Г.В.Вагнер).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Период поздней или Бургундской готики
Поздняя готика ознаменовалась реформой костюма, которая принципиально изменила конструкцию одежды. Поздняя готика ознаменовалась реформой костюма, которая принципиально изменила конструкцию одежды. К 60-м годам XIV в. мужское платье уко ...

Развитие образования и образованности
Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию разума. Большинство авторов отмечают печальное состояние ...

Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...