Роль декоративно-прикладного искусства у школьников

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Роль декоративно-прикладного искусства у школьников

Урок становится эффективной формой приобщения школьников к народному и профессиональному декоративному искусству, если на нем используются методы искусства, создается особая атмосфера общения, сотворчества.

Методы художественной педагогики - это действенный инструмент в руках учителя, это способы действия, направленные на развитие познавательного интереса школьников и на его основе формирование потребности в общении с народным декоративным искусством.

Созданию эмоциональной атмосферы на уроке содействует выстроенная драматургия урока, работающая на решение конкретных учебных задач. Эмоциональная педагогическая драматургия - исключительная модель урока, организованного по законам искусства.

Она включает следующие элементы: завязку, постановку проблемы, кульминационный момент и эпилог.

Использование метода эмоциональной драматургии как бы устраняет обыденность процесса обучения, делая урок более увлекательным. Проиллюстрируем нашу мысль. Учащимся на уроке, мысленно предполагается отправиться к некогда заповедным и экологически чистым местам северного края, где когда-то природа радовала глаз своей непритязательной красотой, наполненной ландшафтной гармонией удивительно чистых, хрустальных озер с низко нависшими над ними облаками, с волнистыми косогорами, покрытыми сочным ковром разнотравья, с разливающимся над всем этим вселенским покоем.

Два образа природы - прежний и нынешний, их невольное сопоставление в сознании учащихся помогут им усилить позицию бережного отношения к природе, определить свое место в системе природа - человек - искусство.

В процессе восприятия важная роль отводится наблюдению - детальному рассматриванию произведений искусства. В ходе наблюдения внимание акцентрируется на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, бесконечном варьировании традиционных мотивов; выразительности используемых материалов, декоративности цвета; целостности всех составляющих элементов художественного образа, наблюдение представляет активный процесс, в который включается память, воображение, мышление.

На уроке особое значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Присутствие на уроке подлинников играет исключительно важную роль, так как создает возможность организации особой эмоциональной Среды, благоприятной для восприятия.

Слово иногда может быть не менее эффективным, чем зрительный образ. Более того, динамика сочетаний слова и зрительного образа способна поднять эффективность педагогически организованного воздействия. Но необходимо в связи с этим указать, что слово должно быть организованно по законам искусства. Словесные тексты должны давать пищу для размышления, воображения, должны быть доступными по содержанию и форме, нести яркий образ.

Приобщая детей к декоративно-прикладному искусству, важно использовать индивидуальные и коллективные формы работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности ученика, глубину восприятия содержательного материала, его предпочтения, меру художественного вкуса, способность к обобщению, стилизации. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выходить на исполнение масштабных работ, в ходе выполнения которых формируются межличностные отношения.

Приобщение детей к русскому народному искусству с помощью музеев - дело чрезвычайной важности. Многокрасочный рукотворный мир народного искусства созвучен жизнерадостному мироощущению младших школьников, влечет к себе, очаровывает, вызывает удивление, интерес. Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям гжельских мастеров.

Рекоменудем посмотреть:

Кризис классицизма
Взгляды русских зодчих начала XIX века на общественные задачи архитектуры выразил архитектор К.И. Росси в пояснительной записке к одному из своих проектов. Он призывал зодчих-современников доказать, что они восприняли «систему древних», и ...

Ю. Смит - фотожурналист
Кто самый выдающийся фотожурналист прошлого века? Большинство фотографов, если их спросят, ответят: «Юджин Смит». По многим показателям У. Юджин Смит кажется неподходящим для этой почтеннейшей, хотя и неофициальной чести. Он достиг почти ...

Круглая скульптура
Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии ...