Философы о проблеме

Страница 1

Первым кто заговорил о проблеме, был немецкий философ О.Шпенглер, который опубликовал книгу «Закат Европы», где объявил смерть культуры под воздействием технического прогресса и выступил с рядом предположений о будущем. Рассматривая историю общества как путь цивилизации при помощи техники, Шпенглер утверждал, что все явления культуры кроме технических изобретений как орудия борьбы за власть постепенно теряют свое значение, общественный прогресс во временем прекращается и культура Запада достигает своей кульминации. Эта кульминация заключается в том, что человечество вступает в цивилизацию, где культура покоряется технике и умирает. Ссылаясь на опыт всемирной истории, О.Шпенглер пишет, что в это время культура « вдруг застывает, ее роль свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией».

Идея конфликта технического и культурного прогресса высказывалась и высказывается многими философами. Вспомним хотя бы работу Н.А.Бердяева «Конец Европы» или работы Г.П.Данилевского. Последний более ста лет назад, еще в 1868 году, написал примечательный рассказ «Жизнь через сто лет». Содержание рассказа сводится к тому, что при помощи чудодейственного средства его герой переносится во времени на сто лет, то есть примерно в наше время, в Париж.

В рассказе рисуется эпоха бурного технического прогресса, который застает герой рассказа: многоэтажные дома, асфальтированные дороги, подземные поезда железных дорог, водо-, свето- и теплохранилища, электрическое освещение, телефонная связь и прочее. Однако этот технический прогресс породил культурный регресс: живопись заменена фотографий, в моде вакханалия, многоженство, пояса, браслеты и ожерелья заменили одежду, полное падение всех искусств и поэзии, вместо музыки - волны бессмысленных тонов и звуков без страсти и выражения, мелодии исчезли. Обращаясь к нашим современникам, герой рассказа с гневом говорит: «Я вас не понимаю и от души сожалею. Вы презираете все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе! Вы пренебрегаете идеями великого философского цикла и дали развитие одному - практическим, техническим, не идущим далее земли, наукам и ремеслам. Вы отдали луч солнца за кусок удобрения, песню вольного поэтического соловья за мычание упитанной для убоя телушки».[1, 3]

Прогрессируя, техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Положительная роль техники была зафиксирована еще в античном обществе.

В трудах Негодяева И.А. есть ссылка на древнегреческого философа Демокрита, который отмечал, что когда «ничего полезного для человека не было изобретено», люди вели трудную жизнь[2].

В подавляющем большинстве философских и социальных исследований техника рассматривается во взаимодействии с культурой. Какова же связь техники с культурой?

Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средства, воплощающие в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами – холодильником и телевизором, аудио и видеотехникой, лифтом и автомашиной, пишущей машинкой и компьютером. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры ( медицина, быт, печать, связь, искусство, образование, наука и т.д.) существенно характеризует уровень развития культуры общества.

В конце XIX - начале XX вв. Россия была одним из центров мировой культуры. Престиж классической русской культуры был весьма значителен. Для Запада русская классика сверкала путеводным факелом. Ирония истории заключалась в том, что революция, начавшись со стремлением обогатить народ духовными ценностями, обернулась для общества культурной деградацией, мощной войной упрощения культуры. Известно, что некоторый деятели Отечественной культуры, в том числе и М. Горький, считали, что в преддверии социальной революции необходим был определенный подъем культурного развития народа, его интеллектуальных сил. Иначе велика, оказывалась интеллектуальная поляризация, трудно было добиться желаемых результатов. Так и произошло.

Современная духовная жизнь должна развиваться в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками человека в художественной литературе и литературной критике.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Романский стиль в истории государств
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романски ...

Генезис предпосылок русского модерна
Работы модернистов заметно отличаются от произведений искусства, ранее созданных человечеством: содержание и смысл творений художников-модернистов, как правило, непонятны зрителям, модернистское искусство малокоммуникативно. Искусство мо ...

Танцевально-двигательная терапия
Что же касается танцевально-двигательной терапии, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой ...