Скульптура как историческое явление

Информация » Скульптура Ульяновской области » Скульптура как историческое явление

Страница 1

Скульптура делится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф[5].

В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трех измерениях, с полным соблюдением реальных пропорций предмета. Такая скульптура рассчитана на круговое обозрение, т. е. ее можно рассматривать со всех сторон, и поэтому она должна быть выразительной с любой точки обзора. Очень большое значение для круглой скульптуры имеет силуэт, т. е. очертание предмета и восприятие всей его массы на каком-то реальном, естественном фоне. Силуэт круглой скульптуры многопланов, ибо с разных точек обозрения он меняет свои очертания. Особенно важен силуэт для больших скульптур, которые находятся в открытом пространстве и которые можно рассматривать издалека. Иногда бывает, что такая скульптура имеет ограниченный обзор, и тогда выделяется какая-нибудь одна ее сторона.

В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью, и поэтому число точек обозрения рельефа ограничено. Собственно, он имеет одну главную точку обзора, расположенную на линии, перпендикулярной к плоскости. В рельефе можно изобразить большие группы людей, и даже пейзаж.

Рельефы делятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурные формы которого едва выступают над плоскостью, называется барельефом. Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более половины своего объема, называется горельефом (фриз Большого алтаря Зевса в Пергаме). Иногда в горельефе скульптурные формы так сильно выступают над плоскостью, что приближаются к круглой скульптуре. Изредка применяют еще и углубленный рельеф. В нем изображение либо вырезается глубже плоскости, либо оставляется на ее уровне, а вырубаются только внешние его контуры

Делая изображения в рельефах разными по высоте, скульптор может создавать впечатление определенной глубины и пространственности композиции.

Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.

По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. Это деление обусловлено содержанием скульптуры, особенностями выражения этого содержания, размерами произведения, его назначением.

Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) выражает большие общественные, гражданственные идеи, запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей, передает героический пафос. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте[3].

Новый этап в развитии монументальной скульптуры открыла эпоха Великого Октября. В начале 1918 г. В. И. Ленив выдвинул грандиозный план монументальной пропаганды. Перед монументальной скульптурой были поставлены очень важные и ответственные задачи пропаганды великих идей коммунизма. В плане монументальной пропаганды были сформулированы основные принципы советского искусства, сыгравшие важную роль в становлении творческого метода — социалистического реализма.

В советском искусстве в послевоенный период получил развитие новый тип памятника — скульптурно-архитектурный ансамбль с развернутой в пространстве композицией. Такие архитектурно-скульптурные ансамбли включают несколько монументов, развивающих одну художественную идею, и обычно посвящены историческим событиям. Так, мемориальные ансамбли в Волгограде, Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе, Бресте призваны увековечить бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Произведения монументальной скульптуры тесно связаны с архитектурой или природой. Они рассчитаны на очень долгую жизнь, и поэтому их делают из прочных, стойких материалов: камня, бетона, металла. Так как обычно произведения монументальной скульптуры рассматривают с разных расстояний, то силуэты их должны быть обобщенных форм, ясными, четкими и выразительными.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Отличия от итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее ...

Валентин Александрович Серов
Родился в Петербурге в семье композитора А.Н. Серова. С самого детства В.А. Серова окружало искусство. Учителем был Репин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Репин направляет е ...

Рельеф
(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульпту ...