Развитие образования и образованности

Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию разума.

Большинство авторов отмечают печальное состояние образования и развития наук в России вплоть до XVII века. В прошлом веке одно из постановлений церковного собора предписывало “устроить в домах лучших городских священников училища, в которых бы проходились “грамота, книжное письмо, церковное пение и налойное чтение” [262, с. 382]. Но это были, во-первых, не систематические школы, во-вторых, в школы принимались дети священников, в-третьих, такие школы могли существовать только в городе. В этом же источнике процитированы слова, сказанные в начале XVII века: “невежество русского народа есть мать его благочестия; он не знает ни школ, ни университетов: одни священники наставляют юношество чтению и письму, и этим занимаются немногие” [там же]. Напомним, что книжники понесли большой урон в период иноземного владычества, когда многие книги, да и книжники были уничтожены. Конечно, в некоторых семьях детей обучали грамоте, но делалось это без системы, иногда случайными домашними учителями, да и методы обучения были довольно жестокими. Писатель и проповедник Симеон Полоцкий (1629— 1680) и поэт и переводчик Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. — после 1717) создали учебники, буквари, содержавшие также богословские, педагогические и просто нравоучительные рассказы.

Підпис: Азбука Василия Бурцева. 
 Письменные 
 принадлежности.
 1634 год

Издавались различные азбуковники, носившие название “Сказание о неудобопознаваемых речах” (аналог энциклопедических словарей). Их справочные статьи были чаще всего связаны со священным писанием, а иногда были фантастически невежестенными: в статье о медведе, например, говорилось, что медведица рожает медвежат бесформенными, а затем уже вылизывает их, придавая “приличную медведю форму”; или о львятах говорится, что они рождаются бездыханными, а затем приходит лев-отец и оживляет их своим дыханием [230, с. 41].

Первые школы, появившиеся в Москве, были чаще всего частными или сословными, но дело образования уже было начато. В 1682 году в Заиконоспасском монастыре открылась школа, на основе которой в 1685 году возникло первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия, созданная греками, братьями Лиху-дами — Иоанникием (1633—1717) и Софронием (1652—1730). Карион Истомин, обращаясь к царевне Софье, просил ее:

Умоли бо самодержцев сущих.

Да государи они на то изволят,

Обще господа о том да помолят,

Наукам велят быти совершенным

И учителем людем извещенным.

[280, т. 7, с, 420]

Такими “извещенными” (хорошо образованными) учителями и стали Иоанникий и Софроний Лихуды, которые открыли курсы для представителей разного звания и возраста: священников, княжеских сыновей, стольников, людей простого звания. И науки стали “совершенны” (полны для своего времени, серьезны и многообразны): изучались грамматика, риторика (ораторское искусство), пиитика (правила стихосложения), логика, физика; часть наук преподавалась на греческом языке, часть — на латинском.

Рекоменудем посмотреть:

Педовки, позёры
Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. неудачный начес уже можно отнести к педовкам. но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в ...

Атже и улицы Парижа
Эжен Атже взялся за камеру в 1898 году, когда ему было сорок два года. До этого в течение десяти лет он пытался стать актером, играя небольшие роли в провинциях Франции и в пригородах Парижа. Он совсем не подходил на роли, которые нравили ...

Их руками и сердцами
Сегодня – Евдокия Ильинична Лукьянова – член Союза художников СССР. Сама она почти и не смотрит на стол, разговаривает с собеседником, а руки будто сами по себе существуют, вылепливая, приглаживая, поправляя будущую свистульку. Игрушкой о ...