Несмотря на свои католические «южные» истоки, стиль барокко оказал мощное влияние на искусство Фландрии, Германии и Австрии. Во Франции пышность и великолепие барокко служили прославлению абсолютной монархии Людовика XIV. К тому же, там были весьма сильны традиции сдержанного классицизма, и даже грандиозный дворец Людовика в Версале к чистому барокко отнести нельзя.
Стиль барокко доминировал в Европе вплоть до середины. XVIII века. Самый известный образец его в России - Зимний дворец - построен В. В. Растрелли в 1754-62 гг.
На Украине, где барокко было более популярно, чем в России, ХVП-ХVШ века - расцвет культуры барокко, соединившейся с православной традицией в удивительном синтезе, который отразил духовные и философские искания бурной, противоречивой и героической эпохи. Мастера той поры, продолжая и словно наверстывая упущенное вслед западноевропейскому Ренессансу, рисовали своего героя сильным, умным, энергичным и страстным. Но это уже не богоподобный титан Возрождения, а человек, осознавший быстротечность и иллюзорность «радостей земных». Отсюда меланхоличность и внутренняя сосредоточенность персонажей как церковной, так и светской живописи среди пышного цветения жизни. Мораль эпохи не превозносит отказ от земного и человеческого, а утверждает необходимость разумного самоограничения. Человек барокко все время стоит перед выбором - быть счастливым здесь и сейчас (то есть на земле) или потом и там (на небе). Постоянно сопоставляя земную твердь с небесной, художники дают волю фантазии, освобождая себя и зрителя от условностей как формальной религии, так и повседневной логики. Отсюда фантасмагоричность образов как характерный элемент барокко и одна из самых ярких черт его украинской разновидности.
Рекоменудем посмотреть:
Индивидуализм. Кризис личности
Кризис веры и вытеснение ее рассудочностью явились причиной тотального антропологического кризиса западного человека. Для человека восточного здесь нет никакой загадки – ведь сущность человека всегда определяется именно его верой, а не ра ...
Генезис предпосылок русского модерна
Работы модернистов заметно отличаются от произведений искусства, ранее созданных человечеством: содержание и смысл творений художников-модернистов, как правило, непонятны зрителям, модернистское искусство малокоммуникативно.
Искусство мо ...
Идеальное искусство и проза жизни
Основную проблему романтизма Вакенродер раскрывает как противостояние действительности и идеального, божественного искусства. Вакенродера интересовала в первую очередь творческая личность, художник и его внутренний мир, а внутренний мир х ...
Навигация