Один из исторически значимых аспектов петровских преобразований – крутые реформы в области культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в 18 в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 г. господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.
В стране создается общество с высокими умственными интересами и духовными запросами. Русская Православная Церковь постепенно утратила роль в просвещении и культуре. Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитие рационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру 18 в. от культуры предшествующего периода. Характерной чертой историко-культурного процесса становится его ускорение и усложнение, демократизация культуры, изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая система передачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей, требований к личности и обществу. Новая система ценностей повлияла на смену направлений в искусстве. Почти до конца века в российской культуре царит классицизм культа разума, подчинения человека обществу и государству во имя построения идеальной системы общежития. В конце 18 в. классицизм не выдерживает натиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но российский 18 в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.
Рекоменудем посмотреть:
Значение сказок в жизни человека
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из г ...
Устав российской библиотечной ассоциации
Российская библиотечная Ассоциация, именуемая в дальнейшем РБА, является общероссийским некоммерческим добровольным, самоуправляемым объединением юридических лиц, созданным в результате свободного волеизъявления государственных, обществен ...
История возникновения фотографии
Обычно полагают, что фотографию изобрел один человек. Когда в 1839 году фотографический процесс стал широко известен, то его имя было тесно связано с этим изобретением. Но этот «один человек», Дагер, в действительности не был тем, кто сде ...
Навигация