Один из исторически значимых аспектов петровских преобразований – крутые реформы в области культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в 18 в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 г. господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.
В стране создается общество с высокими умственными интересами и духовными запросами. Русская Православная Церковь постепенно утратила роль в просвещении и культуре. Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитие рационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру 18 в. от культуры предшествующего периода. Характерной чертой историко-культурного процесса становится его ускорение и усложнение, демократизация культуры, изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая система передачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей, требований к личности и обществу. Новая система ценностей повлияла на смену направлений в искусстве. Почти до конца века в российской культуре царит классицизм культа разума, подчинения человека обществу и государству во имя построения идеальной системы общежития. В конце 18 в. классицизм не выдерживает натиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но российский 18 в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.
Рекоменудем посмотреть:
Одиночные или групповые сафари
Самый «хемингуэевский» вариант – индивидуальное кемпинг-сафари (tented safari), когда вы с друзьями в сопровождении гидов перебираетесь с места на место и живете в хорошо оборудованных палатках. Мобильность и гибкий маршрут позволяют заби ...
Биография
Щедрин Сильвестр Феодосиевич.
Годы жизни: 1791г. - 1830г. Художник.
Пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Рос в атмосфере художественных интересов, с детских л ...
Танцетерапия как средство гармонизации личности
Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма. Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний.
Человек, который начинает двигат ...
Навигация