Софийский собор

Время создания: 1017—1037 гг.

Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа. Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами. С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг. Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады. В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.

Рекоменудем посмотреть:

Триумф музыки
Константина Коровина считали первым в России художником-импрессионистом. Слово «импрессионизм» произошло от французского «импрессион», которое переводится как – «впечатление». Когда 1874 году группа непризнанных художников организовала на ...

Живопись и архитектура
Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнооб ...

Из истории рязанского театра
Открытие в 1787 году в губернском центре театра было важным событием в культурной жизни Рязанского края. Его возникновение связано с именем русского поэта Г.Р. Державина, который в это время занимал должность тамбовского губернатора и под ...