Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Информация » Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Страница 4

В 1640-е годы в монастыре началось строительство каменных стен. В то время многие обители окружались мощными укреплениями - сказывался горький опыт, полученный в первые десятилетия XVII столетия. Никто тогда предположить не мог, что крепостные стены монастырям больше не понадобятся, и на их возведение были истрачены огромные средства. Зато теперь благодаря этим "необоснованным тратам" мы имеем великолепные по своей законченности архитектурные ансамбли.

О завершении строительства стен свидетельствует надпись над воротами: "Лета 7164 (1656), августа в 1 день, сделан сей град около Прилуцкого монастыря при державе Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при его благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне, и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче и при Великом Господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России, и при господине Преосвященном Маркеле, Архиепископе Вологодском и Великопермском и святые обители сия при архимандрите Ионе и при келаре старце Сильвестре с братиею, и делан сей град монастырскою казною".

Крепостные стены монастыря имеют в плане форму неправильного четырехугольника. По углам выстроены шестнадцатигранные крепостные башни, выступающие из плоскости стен и приспособленные к круговой обороне. В наружной стене башен устроено несколько ярусов бойниц. Один из ярусов оснащен машикулями - навесными бойницами.

В северной и южной угловых башнях находились своеобразные "военные склады": в них держали порох, ядра, пули и дробь. Имелись и пушки - тридцать штук.

Сами стены Спасо-Прилуцкого монастыря приспособлены для ведения как верхнего, так и нижнего боя. Площадка для верхнего боя устроена вдоль всех стен с внутренней стороны на утолщениях стены или на каменных арках и представляет собой крытую галерею, по которой можно кругом обойти ограду монастыря. Длина стен - 830 метров, высота - 7 метров, толщина 2,5 метра.

Что касается ворот, то их в монастырских стенах было сделано трое - главные, отстроенные в камне ранее других, западные (к реке Вологде) с четырехугольной Водяной башней над ними и малые (в южной стене). Малые ворота в настоящее время заложены кирпичом.

Когда-то эта обитель была ставропигиальным монастырем. Теперь она является подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря.

Обнорский монастырь несколько моложе Спасо-Прилуцкого Димитриева. Его основал I в 1414 году ученик Преподобного Сергия прп. Павел. К этому моменту основателю обители было уже почти сто лет - преподобный Павел родился в 1317 году. "Малой родиной" его была Москва, откуда он в возрасте двадцати двух лет тайно ушел в Рождественский монастырь близ Ярославля (родители прп. Павла, по-видимому, без особенного сочувствия относились к его стремлению стать монахом и готовили его к мирской жизни). Приняв постриг в Рождественском монастыре, через некоторое время он перешел в обитель, основанную Преподобным Сергием Радонежским. Несколько лет провел инок Павел в келейном послушании у Преподобного, после чего испросил у него благословение на отшельничество и пятнадцать лет прожил в уединенной келье, далеко отстоявшей от Свято-Троицкой обители.

Дальнейший путь преподобного Павла лежал в глухие леса Вологодчины. Здесь, над речкой Грязовицей, он устроил в дупле старой липы маленькую келью и оставался в ней в полном безмолвии три года. В житии преподобного говорится: "Блаженная жизнь Павла была подобна жизни первого человека в раю: птицы и звери, даже хищные, паслись возле его жилища, утешая его незлобием. К нему приходил заяц вместе с лисицею, принимая пищу из рук св. старца. Вились птицы, являлся медведь и смирно ждал себе пищи". Потом прп. Павел перешел реку Нурму, выстроил себе маленькую хижину и выкопал колодец.

Спустя некоторое время к отшельнику стали приходить люди, жаждавшие получить от него духовное утешение и руководство на пути спасения души.

В 1414 году прп. Павел, по благословению митрополита Московского Фотия, построил храм во имя Святой

Троицы, вокруг которого и вырос Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Сам же преподобный, поручив руководство обителью своему ученику Алексию, проводил большую часть времени в уединенной келье на горе, а незадолго до кончины вновь взял на себя подвиг безмолвия ("безмолствова-ти начат, всего человеческаго жительства ошаяся, в молитве же и внимании к Богу ум свой присно имеа, зрительное очищая и свет Божественнаго разума сбираа в сердци своем и чистотою его созерцаа славу Господню, тем сосуд избран бысть Святому Духу"). Преставился ко Господу прп. Павел, будучи 112 лет от роду. Последними его словами, обращенными к ученикам, были: "Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития". Прославление при. Павла Обнорского в лике святых совершилось в 1547 году, при митрополите Московском Макарии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Конструктивизм
Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - начале 1930 годов. Как писал В.В. Маяковский в св ...

Выразительные средства кино
Выразительные средства кино, освободив искусство актера от внешне-театральной условности, не освободили его, однако, от главного — от существа его мастерства, от внутренней техники работы над ролью, как это иногда представлялось на первых ...

Проблема возрождения традиций празднования народных календарных обрядов осеннего цикла
После установления Советской власти начали создаваться ритуалы новых общественных и гражданских праздников; многие ж религиозные обряды стали быстро уходить из жизни; население указывает, какие из них справляли «до коммун», «до колхозов», ...