В XVI веке монастырь достиг наивысшего расцвета. Его особенно ценил Иван Грозный и ставил в пример - наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Кирилло-Белозерским монастырем – как обитель, где строгая иноческая жизнь сочетается с внешним благолепием и богатством. Известно, что в один из моментов своего неровного царствования Иван Грозный замысливал перенести столицу государства в Вологду, и поэтому Прилуцкий монастырь был для него своего рода "запасной придворной обителью".
Игумены Спасо-Прилуцкого монастыря имели в то время большой вес в церковной и политической жизни России. Например, мы знаем, что в 1589 году игумен Галактион (Яковлев) участвовал в Соборе, провозгласившем учреждение Патриаршества и поставившем митрополита Иова в Патриарха Московского. Спустя девять лет игумен вологодской обители (Гурий) вновь побывал в Москве, дабы участвовать в избрании на царство Бориса Годунова. А в 1613 году игумен Кирилл был одним из тех, кто подписал грамоту об избрании на царство юного Михаила Федоровича Романова.
Но до 1613 года монастырю прп. Димитрия еще пришлось пережить тяжкие времена. В 1604 году, когда польские полки вторглись в Россию, Спасо-Прилуцкий монастырь помог русскому войску отправкой лошадей и конных воинов, а в 1610 году внес на нужды армии 50 рублей. Затем русские войска получили от вологодской обители еще триста рублей, а также серебро, вложенное в свое время в монастырь московскими князьями.
В 1612 году, получив отпор под Москвой, польско-литовские и казацкие отряды отправились на север, грабя попадавшиеся на их пути селения и убивая мирных жителей. В октябре они напали на Спасо-Прилуцкий монастырь, где, как говорится в летописях, "посекли братию, служек и крестьян" и разграбили церкви и ризницу. Зимой 1613-14 годов монастырю пришлось пережить еще и расхищение имущества, учиненное сибирским царевичем Арсланом Алеевичем. Находясь на службе у русского царя, он был послан охранять Вологду, но это не помешало ему "вымучивать" у монастыря и вотчинных крестьян последние запасы продовольствия. Но, пожалуй, самое жестокое нападение вражеских отрядов обитель перенесла в 1619 году, когда основная часть России уже была освобождена от захватчиков. Тогда, в декабре 1619 года, озлобленные и отчаявшиеся враги сожгли монастырскую трапезную вместе с 59 монахами, находившимися в ней. Еще 32 инока были убиты во дворе монастыря. Впоследствии этот день всегда отмечался (и отмечается теперь) заупокойным богослужением и поминовением убиенных.
После окончания Смуты в монастыре развернулось обширное каменное строительство, а в 1645-56 годах вокруг него возвели массивные стены с башнями. Обитель, хотя и не скоро, оправлялась от нанесенных ей тяжелых ран.
Во второй половине XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь владел 9 селами, 4 сельцами, 88 деревнями в Вологодском и Тотемском уездах. Его подворья находились в Вологде, Холмо-горах и Москве. В разные периоды (до 1764 года) братия монастыря включала от 45 до 90 монахов.
И в вотчинных селах процветали кузнечное и столярное ремесла. Кроме того, монахи занимались переплетением книг, иконописью, резьбой по дереву.
Как и многие другие монастыри Русского Севера, Спасо-Прилуцкий монастырь пострадал от секуляризации церковных земель, хотя и не стиль сильно, как некоторые обители, упраздненные вовсе (всею после Манифеста о секуляризации были закрыты две трети из существовавших ранее монастырей). Ради древности и многих святынь, хранящихся в нем, его причислили ко второму классу.
В 1812 году в Спасо-Прилуцком монастыре хранились святыни и драгоценности из многих московских и подмосковных обителей (таких, как Троице-Сергиева Лавра, Симонов, Новодевичий, Чудов, Свято-Данилов монастыри), вывезенные сюда ввиду приближения французских войск к Москве. А в 1824 году монастырь посетил - первым из Романовых - царь Александр I.
В течение XIX века монастырь постепенно ветшал. Медленно, но верно разрушались его стены и древние постройки. И дело было не только в том, что не хватало средств на поновление храмов и хозяйственных зданий, но и в том, что не было человека, который бы принял на себя столь масштабную задачу - восстановление обители в ее былом величин. Лишь в 1888 году, когда Святейший Синод назначил ее настоятелем игумена Анатолия (с возведением его в сан архимандрита), ситуация изменилась к лучшему. Архимандрит Анатолий начал с того, что составил подробную опись монастыря, в которой тщательно зафиксировал состояние всех построек, настенных росписей, убранства храмов. После этого он приступил к ремонту, казавшемуся неподъемным его предшественникам. Через некоторое время он уже мог с удовлетворением озирать плоды своих трудов. "Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря с величественными в нем зданиями храмов, настоятельскими и братскими келиями, окруженного высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву Лавру и Сергиев Посад в миниатюре", - писал он в начале XX века. "За найденный порядок в обители" благодарил архимандрита Анатолия и обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, посетивший Спасо-Прилуцкий монастырь в 1891 году.
Рекоменудем посмотреть:
Философия
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И н ...
Особенность культуры средневековья
На протяжении нескольких последних столетий взгляд историков на Средневековье и оценка его неоднократно менялись, отражая трансформацию общих взглядов как на современность, так и на прошлое. Как уже упомянуто, гуманисты видели в столетиях ...
Танцевально-двигательная терапия
Что же касается танцевально-двигательной терапии, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой ...
Навигация