Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Информация » Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Страница 10

В натюрморте "Битая дичь и омар" крупнейшего фламандского мастера этого вида живописи Франса Снейдерса все подчинено задаче создания декоративного зрелища, поражающего взгляд своей динамичностью. Предметы грудой навалены и находятся в неустойчивом равновесии, формы извиваются и круглятся, не давая спокойных линий. Сверкают большие красочные пятна (у Снейдерса, например, одним из излюбленных мотивов была ярко-красная скатерть на столе).

В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.

В "Завтраке с омаром" Виллема Класа Хеды (1648) шелковистая поверхность скатерти, пористая шероховатая корочка лимона, тихое мерцание металла и стекла затягивают зрителя в "интимную" жизнь вещей, столь дорогих сердцу художников.

Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера очень часто вводили в натюрморт изображения людей и животных (обычно дерущихся или преследующих друг друга). Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения.

Белая скатерть у Снейдерса – необходимое цветовое пятно. Трудно сказать, из какого материала она сделана, какова она на ощупь, - эти вопросы мало интересовали художника.

На картине Хеды тоже белая скатерть, но для голландского мастера едва ли не большее значение, чем роль этой детали в общем композиционно-цветовом построении, имело изображение самой вещи. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Тонкие светотеневые переходы позволяют с поразительной тонкостью передать все особенности ткани - плотного, шелковистого полотна, гордости голландской хозяйки. Мы знаем, что скатерть была накрахмалена и аккуратно выглажена – она сохраняет еще ровные, острые складки.

В обеих картинах белая скатерть лежит поверх другой, более темной, на фоне которой выделяются ее края. Но если у Снейдерса плавные, круглящиеся мазки создают на краю скатерти впечатление подвижности в картине, то в голландском натюрморте четкий, застывший контур образует кое-где прямые углы и подчеркивает объем складок – бурной динамике фламандца у Хеды противостоит спокойный, "солидный", замедленный жизненный темп.

Голландский натюрморт не признает резких цветовых сочетаний, красочные тона подчинены градации света и тени. В обеих картинах есть белые с синим фаянсовые блюда с почти одинаковыми узорами. Но они служат для создания совершенно различных колористических эффектов.

У Снейдерса это блюдо – одно из наиболее "броских" мест в картине: на нем лежит большой ярко-красный омар, цвет которого в сочетании с ярко-синим узором на блюде создает звучное декоративное пятно. Эффект подчеркнут тем, что задний край блюда приподнят и оно повернуто внутренней стороной к зрителю, предоставляя, таким образом, большую площадь для обозрения.

У Хеды синий цвет узора на блюде смягчен и дан в сочетании с серовато-оливковым тоном лежащих на нем маслин. Голландский художник наслаждается не декоративной прелестью красочных сочетаний, а тем, как объединены цвета с помощью освещения, его тонкими градациями, передачей световых бликов и красочных рефлексов. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения.

Голландская культура конца ХУ11 – начала ХУ111 столетия утрачивает свои демократические черты.

Из энергичных, предприимчивых купцов и мореплавателей голландские буржуа превращаются в рантье. Они отходят от прежних строгих, пуританских идеалов быта, стремятся приобщиться в своем образе жизни к знати и стараются более всего подражать примеру Франции, где аристократическая дворянская культура получила в то время наиболее яркое выражение.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекоменудем посмотреть:

Перечислите христианские праздники, приходящиеся на лето, раскройте их смысл
Христианизация Руси происходила в жестокой борьбе церкви против народных обычаев. Ставшее синонимом кабалы, христианство повсеместно встречало упорное сопротивление народных масс. Всё это вынуждало церковь создавать новый, христианский па ...

Нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги
Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную ве­личину, переводят на кальку, а с кальки через копиро­вальную бумагу — на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака. При выполн ...

Становление античной цивилизации как морской и торговой
Античной обычно называют культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Сам термин “античность” (от лат. “anticus” – древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культу ...