К более раннему периоду творчества Снейдерса относится "Птичий концерт". Разнообразные представители царства пернатых изображены почти с педантической точностью настоящего орнитологического атласа. Отсюда – некоторая измельченность и сухость передачи, характерные и для старонидерландской традиции, к которой принадлежали все учителя художника.
Но вскоре происходит сближение Снейдерса с Рубенсом. Отныне они не раз работают совместно. Под непосредственным воздействием Рубенса возникают "Лавки" и "Кладовые" Снейдерса: "Лавка дичи", "Рыбная лавка", "Овощная лавка", "Фруктовая лавка" "Битая дичь и омар".
Натюрмортами, т.е. изображениями неодушевленной природы эти произведения Снейдерса назвать трудно. Живой мир, богатство и изобилие плодов земных, дарованных природой человеку, - вот что является их темой. В картинах Снейдерса обыденные рыночные сценки превращаются в грандиозные торжественные зрелища, в апофеоз земного плодородия.
Он не только делает осязательно реальными свежие, сочные, ароматные плоды, но умеет придать монументальность и значительность даже простой "Чаше с Фруктами на красной скатерти".
Люди, животные, целые сценки органически включаются в изображение.
Работы Снейдерса всегда имели декоративное назначение. Обычно они служили для украшения аристократических замков и богатых патрицианских домов. Так, например, некоторые "Лавки" художником были написаны для столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге; они должны были входить неотъемлемой частью в общий декоративный ансамбль помещения.
Снейдерс стал главой целой школы фламандских художников, писавших натюрморты и животных. Ближе всего к нему стоял его ученик Пауль де Вос ((ок.2596 – 1678).Мастерски передавая индивидуальные повадки различных животных, особенно собак, Вос в своих "Охотах" подчеркивает драматический момент, развертывая сцены яростной борьбы, ожесточенной травля хищников собаками.
Другой ученик Снейдерса - Ян Фейт (1611 – 1661) также продолжал передовые реалистические традиции своего учителя. Воссоздавая осязательную материальность вещей, окружающих человека, он обогащает эти изображения передачей тончайших оттенков цвета и освещения ("Фрукты и попугай" ).
Большое распространение получает особый вид натюрморта – изображение цветов. Картины Даниэля Сегерса (1590 – 1661), ученика Яна Брейгеля Бархатного, имеют всегда декоративное назначение; обычно это венки или гирлянды, окружающие нишу со скульптурой или живописным изображением ("Цветы").
Среди фламандских живописцев цветов следует отметить Юлиана Теннирса Старшего (1572 – 1615), его ученика Гаспара ван дер Хуке (ум. 1648), Осиаса Беетра Старшего (ум.1624) и Клару Петерс, начавшую в Антверпене и продолжавшую в Голландии.
Цветочный натюрморт стал развиваться в Южных Нидерландах немного раньше, чем на Севере, и северонидерландские мастера были фламандского происхождения или формировались под прямым или косвенным влиянием фламандцев. В дальнейшем развитие шло параллельно, более того, на Севере страны этот жанр получил большее распространение, чем на Юге, что было отчасти связано с огромным значением, которое имели в Голландии конца ХУ1 – начала ХУ11 века естественные науки.
Сохранились документы, свидетельствующие о непосредственных контактах между ботаниками-садоводами и живописцами. Композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.
В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года.
Рекоменудем посмотреть:
Храм для Артемиды
Турция, VI век до нашей эры.
В античные времена Эфес был одним из крупнейших портов на западном побережье Малой Азии. По Эгейскому морю к нему из разных городов Средиземноморья приплывали торговые суда. Но прославился Эфес не столько сво ...
Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (происходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» при ...
Энциклопедические издания по искусству
Издания данного типа справочной литературы подразделяются на три основные группы:
- многотомные отраслевые энциклопедии;
- энциклопедические справочники, адресованные специалистам в области искусства и культуры;
- энциклопедические сло ...
Навигация