Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Информация » Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Страница 8

К более раннему периоду творчества Снейдерса относится "Птичий концерт". Разнообразные представители царства пернатых изображены почти с педантической точностью настоящего орнитологического атласа. Отсюда – некоторая измельченность и сухость передачи, характерные и для старонидерландской традиции, к которой принадлежали все учителя художника.

Но вскоре происходит сближение Снейдерса с Рубенсом. Отныне они не раз работают совместно. Под непосредственным воздействием Рубенса возникают "Лавки" и "Кладовые" Снейдерса: "Лавка дичи", "Рыбная лавка", "Овощная лавка", "Фруктовая лавка" "Битая дичь и омар".

Натюрмортами, т.е. изображениями неодушевленной природы эти произведения Снейдерса назвать трудно. Живой мир, богатство и изобилие плодов земных, дарованных природой человеку, - вот что является их темой. В картинах Снейдерса обыденные рыночные сценки превращаются в грандиозные торжественные зрелища, в апофеоз земного плодородия.

Он не только делает осязательно реальными свежие, сочные, ароматные плоды, но умеет придать монументальность и значительность даже простой "Чаше с Фруктами на красной скатерти".

Люди, животные, целые сценки органически включаются в изображение.

Работы Снейдерса всегда имели декоративное назначение. Обычно они служили для украшения аристократических замков и богатых патрицианских домов. Так, например, некоторые "Лавки" художником были написаны для столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге; они должны были входить неотъемлемой частью в общий декоративный ансамбль помещения.

Снейдерс стал главой целой школы фламандских художников, писавших натюрморты и животных. Ближе всего к нему стоял его ученик Пауль де Вос ((ок.2596 – 1678).Мастерски передавая индивидуальные повадки различных животных, особенно собак, Вос в своих "Охотах" подчеркивает драматический момент, развертывая сцены яростной борьбы, ожесточенной травля хищников собаками.

Другой ученик Снейдерса - Ян Фейт (1611 – 1661) также продолжал передовые реалистические традиции своего учителя. Воссоздавая осязательную материальность вещей, окружающих человека, он обогащает эти изображения передачей тончайших оттенков цвета и освещения ("Фрукты и попугай" ).

Большое распространение получает особый вид натюрморта – изображение цветов. Картины Даниэля Сегерса (1590 – 1661), ученика Яна Брейгеля Бархатного, имеют всегда декоративное назначение; обычно это венки или гирлянды, окружающие нишу со скульптурой или живописным изображением ("Цветы").

Среди фламандских живописцев цветов следует отметить Юлиана Теннирса Старшего (1572 – 1615), его ученика Гаспара ван дер Хуке (ум. 1648), Осиаса Беетра Старшего (ум.1624) и Клару Петерс, начавшую в Антверпене и продолжавшую в Голландии.

Цветочный натюрморт стал развиваться в Южных Нидерландах немного раньше, чем на Севере, и северонидерландские мастера были фламандского происхождения или формировались под прямым или косвенным влиянием фламандцев. В дальнейшем развитие шло параллельно, более того, на Севере страны этот жанр получил большее распространение, чем на Юге, что было отчасти связано с огромным значением, которое имели в Голландии конца ХУ1 – начала ХУ11 века естественные науки.

Сохранились документы, свидетельствующие о непосредственных контактах между ботаниками-садоводами и живописцами. Композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.

В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекоменудем посмотреть:

Рыцарская культура в системе культуры средневековья. Образование и образованность в средние века
Особое место в средневековой культуре занимали рыцари — бедные или разорившиеся дворяне, давшие клятву своему сеньору и принявшие на себя определенные обязанности. В период раннего средневековья возникла необходимость брать клятву верност ...

Сад камней храма Рёан-дзи
Самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Рёан-дзи. Реан-дзи — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были То ...

Садовая архитектура
Следует также сказать о садовой архитектуре. Сад — это диалог природного и культурного начал. Учитывая особый онтологический статус человека в китайском мировоззрении, архитектурные постройки, выражавшие его присутствие в природе, не прят ...