Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Информация » Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Страница 4

Б. ван дер Аст, с его поисками внешней занимательности натюрморта, шел по ложному пути, отвергнутому его последователями, но беспредельная любовь художника к малым формам и мельчайшим деталям предметного мира стала национальной чертой голландского натюрморта. Подобных бабочек, мух стрекоз, у которых тщательно выписаны все перепонки на крыльях, мы встретим позже у многих голландских натюрмортистов, вплоть до середины ХУ111 века.

Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских "завтраках". Обилие яств и посуды в ранних работах харлемских живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных стодол, изображавшихся на групповых корпоративных портретах. От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски на одну персону, от праздничной торжественности и порядка еще не нарушенного следами пиршества, - к интимности и "живописному" беспорядку, учиненному присутствием здесь человеком.

Создателями более демократического варианта "завтраков" были харлемские живописцы В. К. Хеда и П. Клас. "Действующими лицами" их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта. Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Опрокинутый бокал, скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни.

Питер Клас (1597 – 1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. "Трубки и жаровня" (1636) – лучший тому пример.

Глиняный кувшин и стакан с пивом, жаровня, в которой тлеет торф, две глиняные трубки из Гауды, известного центра их производства, табак на оловянной тарелке и табакерка – что может быть обычнее? Художник так располагает предметы в пространстве и на плоскости, что образуется диагональ, объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока. Приглушенная колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет кувшина, и розовый - грелки, и красно-коричневый – стакана с пивом.

Значительно тоньше сгармонирован по цвету "Завтрак с ветчиной" (1647). Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.

На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. Питеру Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых "монохромных завтраков".

Виллем Клас Хеда (1594 – 1680\82), автор "Завтрака с омаром" (1648), - второй ведущий мастер жанра "монохромных завтраков". Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный кубок. Эти оттенки серебристо-серой гаммы тонко соотнесены с серым "воздушным" фоном и белой или оливково-зеленой скатертью.

Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. За кажущей случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них. Этим же целям служит льющийся спокойным потоком свет, посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы.

Вокруг П. Класа и В.К.Хеды образовалась большая группа последователей, работавшая в традициях жанра "монохромных завтраков". Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.1606 – 1652) и Паулюс ван ден Бос (1614 – 1664).

На пути к дальнейшей демократизации жанра натюрморта важную роль играла "роттердамско-тенирсовская группа" живописцев, создавшая тип "кухонного натюрморта", который имел распространение как во Фландрии, в кругу Д.Тенирса Младшенго, так и в Голландии, где в развитии этого жанра участвовали главным образом роттердамские мастера – братья Корнелис и Херман Сафтлевены, С.М. Сорг, Э. ван дер Пул, а также харлемец Ф. ван Схотен и мастер из Мидделбурга Ф.Рейкхалс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Технические особенности кинематографа
Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел ...

Портрет Флавиев
Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует с ...

Великое сотрудничество
Величайшими последователями калотипного процесса были два человека из Эдинбурга — художник Дэвид Октавиус Хилл и химик-фотограф Роберт Адамсон. Они сотрудничали вместе всего пять лет (Адамсон умер в возрасте двадцати семи лет в 1848 году) ...