Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Информация » Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов

Страница 2

прежде всего своей ярко выраженной демократической направленностью, последовательным реализмом и жизнеутверждающим оптимизмом.

Влияние кальвинизма проявилось не только по академической классификации в области "высшего" жанра – исторической живописи, оно сказалось и на развитии "низших " жанров голландского искусства, достигших расцвета. Деление на "высшие" и "низшие" жанры было чуждо голландскому реализму. В развитии голландской живописи наблюдалось как раз обратное явление – ведущее место в ней заняли именно "низшие" жанры – портрет, бытовая живопись, пейзаж и натюрморт.

Голландские живописцы сумели доказать, что большое, насыщенное жизненно важным содержанием искусство может существовать в многообразии, прозаичности будней и содержать в себе не менее достойные сюжеты.

Обращение к изображению современника и окружающей его конкретной действительности безгранично раздвинуло рамки и возможности голландского изобразительного искусства, а тема современности стала его ведущей темой.

Алтарные образы для церквей, как правило, не писались в Голландии. Картина на религиозную тему была здесь не иконой, она имела, скорее, характер иллюстрации к глубоко почитаемому "Священному писанию" и украшала не церковь, а частное жилище. Поэтому трактовке религиозных тем был присущ светский, жанровый характер.

Сама тематика религиозных картин в кальвинистской Голландии была существенно иного характера, чем в католических странах Европы. Здесь почти не было изображений святых, зато, как нигде больше, уделялось внимание ветхозаветным сюжетам. Ветхий завет был очень хорошо знаком голландцам. Начиная с ХУ1 столетия здесь были распространены иллюстрированные Библии, а в ХУ11 веке Библия на родном языке была настольной книгой в каждом доме, где практиковалось ее ежедневное чтение в семейном кругу.

Голландцы, одержавшие победу в борьбе со значительно более сильным врагом, считали себя, подобно древним израильтянам, "избранным богом" народом. Война голландцев с католической Испанией приравнивалась к борьбе израильтян с чужеземными тиранами-идолопоклонниками.

Проведение параллелей между событиями библейской истории и политическими судьбами Нидерландов стало для голландской литературы, публицистики, театра и изобразительного искусства общепринятым и как бы узаконенным.

Уже в области исторического жанра можно было отметить стремление на примерах своего героического прошлого, Библии или античной истории воспитывать гражданские качества бюргера первой буржуазной республики. Но если историческая живопись была призвана формировать высокие гражданские чувства, необходимые родине в минуту опасности, то другие жанры воспитывали качества, необходимые в повседневной жизни и в быту.

Многие сюжеты бытового жанра были направлены против мотовства, расточительности и бесхозяйственности; против продажной любви, когда обворовывают доверчивых простаков или когда старики, забыв о приличии, стремятся с помощью денег вернуть себе утехи молодости.

Портретный жанр, особенно его характерная доля Голландии разновидность – групповой портрет, не только отражал рост национального самосознания и корпоративную общность интересов, но и способствовал развитию чувства коллективизма, указывал на общественные функции человека в жизни нации.

Пейзажный жанр, так же как и анималистический принимал участие в воспитании любви к родине. Прославленные голландские коровы, пасущиеся на тучных заливных лугах, были предметом гордости и показателем благосостояния страны.

Отличительными внешними признаками голландской картины являются ее небольшие размеры и продиктованная этим мелкофигурность, чрезвычайная детализация и тщательность письма. Небольшой, кабинетный размер голландских картин обусловлен их предназначением : они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Крупных аристократов, владевших дворцами, которые нужно было украшать, здесь было значительно меньше, чем в других странах Европы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Характеристика национального стиля Барокко
В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, поэтому Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». Самые глубокие корни за пределами Италии стиль Барокко пустил в католичес ...

Модерн в зарубежном и русском искусстве рубежа ХІХ-ХХ веков
В конце 19 века блестящая плеяда французских живописцев-импрессионистов совершила подлинный переворот в европейской живописи. Среди выдающихся художников – Ренуар, К. Моне, Э. Мане, Дега, Базиль, Писсарро, Сислей, Сезан и другие. В группе ...

Академия художеств
Здание Академии художеств – одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное м ...