Становление античной цивилизации как морской и торговой

Информация » Становление античной цивилизации как морской и торговой

Страница 4

Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.

В границах отдельных полисов, при отсутствии сильной единой общегреческой власти, между социальными слоями возникает политическая борьба, в ходе которой рождаются различные формы социально-политического управления, в том числе и такая немыслимая для других древних сообществ, – как демократия (власть народа: демос – народ, кратос – власть). В Афинах, где эта форма политической жизни была наиболее развита, большую роль в ее становлении сыграли реформы Солона.

Солон, аристократ по рождению, обедневший и восстановивший свое богатство торговлей, в 594 г. до н. э. был облечен чрезвычайными полномочиями. Это было время кризиса афинского полиса: крестьяне были обременены долгами; знатные превращали афинян за долги в рабов. Земля и власть сконцентрировались у немногих. Все это вызывало сопротивление, порождало кровавые беспорядки. Для ремесленников и торговцев жизненная ситуация оказалась слишком неустойчивой. И они, и аристократы, дали право Солону провести реформы, чтобы вернуть жизнь Афин в устойчивое русло. Солон сумел провести такие реформы, защищая и знать и плебс от неумеренных нападок. Он не стал отнимать все привилегии знати, но после его реформ благородное происхождение само по себе перестало давать политические преимущества. Зато такие преимущества давало теперь богатство. Солон именно по этому признаку, по степени богатства, разделил граждан на слои. При этом он уничтожил долговое рабство, освободив неоплатных должников от уплаты, и запретив давать взаймы под залог людей. Он ввел раздел имущества между наследниками после смерти отца и разрешил любому афинянину приобретать родовые земельные владения. Власть отца ограничивалась, и совершеннолетний сын стал равноправным с отцом.

Конечно, реформы Солона проводились в интересах имущих. Более зажиточные слои имели право теперь занимать более высокие должности в управлении жизнью полиса. Но они же должны были при этом нести и большие государственные расходы. Граждане низшего слоя вообще не платили налогов и освобождались от необходимости военной службы. Это была цензовая демократия, которая совершенствовалась постепенно, так, что через 100 лет политические права стали доступными всем гражданам, независимо от богатства. Но уже Солон ввел право всем – голосовать в народном собрании и любому – говорить в нем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекоменудем посмотреть:

Садовая архитектура
Следует также сказать о садовой архитектуре. Сад — это диалог природного и культурного начал. Учитывая особый онтологический статус человека в китайском мировоззрении, архитектурные постройки, выражавшие его присутствие в природе, не прят ...

Бал в культуре России
Балы относятся к числу импортированных элементов западной культуры. В России они впервые появились в XVII века при Лжедмитрии I и охватили лишь узкий слой лиц, непосредственно причастных к Кремлю и включенных в новомодные царские забавы. ...

Характеристика национального стиля Барокко
В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, поэтому Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». Самые глубокие корни за пределами Италии стиль Барокко пустил в католичес ...