Становление античной цивилизации как морской и торговой

Информация » Становление античной цивилизации как морской и торговой

Страница 2

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Гуманистическая цивилизация, развиваясь, упорно сохраняла некоторые древние обычаи. Андре Боннар описывает, как в утро битвы с персами (битвы при Саламине), когда афиняне спасали независимость греческих племен, их главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех, принес в жертву богу Дионису – Пожирателю Сырого Мяса трех юношей-пленников, собственноручно задушив их на виду у всего флота.

Боннар отмечает и то, что во всех древнегреческих городах (кроме Фив) долгое время отцу семейства представлялось неограниченное право избавляться от своих детей при их рождении. Детей просто выбрасывали, продавали работорговцам. Такие обычаи и самые дикие суеверия сосуществовали с глубокими мудрыми размышлениями и действительными ценностями культуры.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Греки, которые впервые создали такую цивилизацию, были на берегах Средиземноморья народами пришлыми, и видимо в основном кочевыми. Около 2000 года до н. э. все они еще занимали Дунайскую низменность и только продвигались на побережье Эгейского моря, смешиваясь с коренным населением этих мест (пелазгами или эгейцами, или критянами – по центру на острове Крит).

Уже было отмечено, что в качестве предыстории античной цивилизации исследователи указывают на так называемую эгейскую культуру, культуру минойского (от мифического царя Миноса) Крита. Эгейская культура была, по-видимому, развитой, своеобразной и богатой. Столицей около 1700 года до н.э. стал Кносс на Крите, где были потом найдены развалины великолепного дворца с удивительными росписями, характерной выразительной мелкой пластикой. Однако об этой культуре известно немногое, хотя она видимо оказала существенное влияние на завоевателей – ахейцев, обосновавшихся в Микенах и Тиринфе. Эгейскую культуру, более позднюю, именуют еще крито-микенской. Сами ахейцы, похоже, были грабителями, ставшими мореплавателями, воевавшими с Троей (в Малой Азии), орудовавшими в дельте Нила. Но, по-видимому, они усвоили культуру эгейско-критскую, преобразовав ее. Волна завоевателей ахейцев была одной из первых. После них пришли эолийцы, ионийцы и, наконец, – дорийцы, около 1100 г. до н.э.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекоменудем посмотреть:

Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изм ...

Живопись как форма творческого познания
Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. Леонардо возвысил живопись, утверждая, что не может правильно заниматься ею тот, кто не овладел теми науками и «свободными искусствами», которые служа ...

Достижения науки в Месопотамской культуре
Значительным развитием науки ознаменовался данный период развития культуры Месопотамии. Определенных успехов достигла математика. Шумеры создали шестидесятеричную систему счета, в основе которой лежали числа 1, 60, 600, 3600. В дальнейше ...