Становление античной цивилизации как морской и торговой

Информация » Становление античной цивилизации как морской и торговой

Страница 2

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Гуманистическая цивилизация, развиваясь, упорно сохраняла некоторые древние обычаи. Андре Боннар описывает, как в утро битвы с персами (битвы при Саламине), когда афиняне спасали независимость греческих племен, их главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех, принес в жертву богу Дионису – Пожирателю Сырого Мяса трех юношей-пленников, собственноручно задушив их на виду у всего флота.

Боннар отмечает и то, что во всех древнегреческих городах (кроме Фив) долгое время отцу семейства представлялось неограниченное право избавляться от своих детей при их рождении. Детей просто выбрасывали, продавали работорговцам. Такие обычаи и самые дикие суеверия сосуществовали с глубокими мудрыми размышлениями и действительными ценностями культуры.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Греки, которые впервые создали такую цивилизацию, были на берегах Средиземноморья народами пришлыми, и видимо в основном кочевыми. Около 2000 года до н. э. все они еще занимали Дунайскую низменность и только продвигались на побережье Эгейского моря, смешиваясь с коренным населением этих мест (пелазгами или эгейцами, или критянами – по центру на острове Крит).

Уже было отмечено, что в качестве предыстории античной цивилизации исследователи указывают на так называемую эгейскую культуру, культуру минойского (от мифического царя Миноса) Крита. Эгейская культура была, по-видимому, развитой, своеобразной и богатой. Столицей около 1700 года до н.э. стал Кносс на Крите, где были потом найдены развалины великолепного дворца с удивительными росписями, характерной выразительной мелкой пластикой. Однако об этой культуре известно немногое, хотя она видимо оказала существенное влияние на завоевателей – ахейцев, обосновавшихся в Микенах и Тиринфе. Эгейскую культуру, более позднюю, именуют еще крито-микенской. Сами ахейцы, похоже, были грабителями, ставшими мореплавателями, воевавшими с Троей (в Малой Азии), орудовавшими в дельте Нила. Но, по-видимому, они усвоили культуру эгейско-критскую, преобразовав ее. Волна завоевателей ахейцев была одной из первых. После них пришли эолийцы, ионийцы и, наконец, – дорийцы, около 1100 г. до н.э.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекоменудем посмотреть:

Модерн как предтеча современного искусства
Первым прогрессивным, необычным и возможно шокирующим предвестников новых веяний в искусстве стал стиль модерн. Блистательный взлет стиля модерн (англ. и фр. Art Nouveau, нем. Jugendstiel) длился немногим более десятка лет, однако на руб ...

Иван Прокофьев
Сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге. В 1771 г. из воспитательного училища при Академии художеств перешел в скульптурный класс, руководимый Н.Ф.Жилле. Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, Прокоф ...

Живопись на открытом воздухе
Эта серия пейзажей - очень удачный опыт Щедрина пленериста, мастера живописи на открытом воздухе. Каждое полотно серии - не простое копирование предыдущего, а постепенное расширение пленерных задач, все более удачное насыщение светом и во ...