Древние греки начали обсуждать свою жизнь публично. Это было очень важным Позже Фенелон заметит, что всё в Греции (точнее в Афинах) зависело от народа, а народ зависел от слова. Недаром именно в античности развилось ораторское искусство.
Но и эта цензовая, неполная демократия, и демократия века Перикла, более поздняя, более развитая, – натыкалась на ограничения, не позволившие ей ни вполне развиться, ни утвердиться. Одним из таких ограничений стало, по-видимому, рабовладение. Цивилизация Древней Греции была рабовладельческой. В V веке до н. э. население Афин наполовину состояло из рабов. Раб был предметом собственности, купли-продажи. Он считался вещью, одушевленным орудием. Хозяин имел над рабами полную власть. В Спарте с рабами обращались жестоко, в Афинах значительно мягче. Но и там и тут – рабство считалось вполне нормальным явлением, неотъемлемым условием жизни свободных людей. И так оно и было.
Рабство служило основой древнегреческой цивилизации и культуры, хотя и ограничивало в какой-то мере их развитие. Организованное в античности применение “говорящих орудий” практически во всех сферах жизнедеятельности – сравнимо в этом плане по своему значению с применением машин и операционного разделения труда в Европе XVII – XIX вв. Конечно, наличие рабского труда породило у части населения презрение к труду вообще, особенно к физическому. Но рабы своим трудом высвободили время и силы свободных для занятий организацией общества, управлением, разнообразной интеллектуальной деятельностью. Презрение к труду было, но не у всех, и по большей части к технической деятельности (нетворческой). А Праздность как таковая в периоды и становления и расцвета древнегреческой и древнеримской культур – презиралась. Также, как и отупляющий рабский труд. И у гражданина греческого полиса и у римского гражданина были обязанности, была необходимость быть деятельными. Это касалось горожан: рабы и крестьянство обслуживали процесс бурной жизнедеятельности античных городов. Цивилизованная жизнь была городской (и в римских провинциях, по возможности, строилась на манер городской). Это была жизнь с разнообразным деловым и досуговым общением в специально организованной (по-городскому) искусственной среде. В отличие от других древних цивилизаций древние греки создали не один “большой дом”, оазис в долине реки, а множество домов в материковой Греции, на островах, в греческих колониях (а Рим стал цивилизовать, окультуривать среду в широких масштабах). И жизнь античных людей развивалась от бедной в физическом, в комфортном, интеллектуально-ценностном отношениях – ко все большему цивилизованному и культурному богатству и разнообразию, в том числе и к богатству потребностей в ценностях жизни и культуры и возможностей их удовлетворения.
Рекоменудем посмотреть:
Скульптура как историческое явление
Скульптура делится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф[5].
В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трех измерен ...
Институт семьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и
семьи
Институт семьи в России серьезно пошатнулся после Октябрьской революции 1917 года. Борясь с религией (которая только укрепилась в сознании людей), большевики приняли декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского ...
Методическая программа кружка гжели
В кружок принимают школьников 2 - 4-х классов, не более 7-10 человек, в связи с тем что руководитель работает индивидуально с каждым, подробно объясняет задание и показывает движение кисти.
Занятия проводятся в светлом, просторном помеще ...
Навигация