Древние греки начали обсуждать свою жизнь публично. Это было очень важным Позже Фенелон заметит, что всё в Греции (точнее в Афинах) зависело от народа, а народ зависел от слова. Недаром именно в античности развилось ораторское искусство.
Но и эта цензовая, неполная демократия, и демократия века Перикла, более поздняя, более развитая, – натыкалась на ограничения, не позволившие ей ни вполне развиться, ни утвердиться. Одним из таких ограничений стало, по-видимому, рабовладение. Цивилизация Древней Греции была рабовладельческой. В V веке до н. э. население Афин наполовину состояло из рабов. Раб был предметом собственности, купли-продажи. Он считался вещью, одушевленным орудием. Хозяин имел над рабами полную власть. В Спарте с рабами обращались жестоко, в Афинах значительно мягче. Но и там и тут – рабство считалось вполне нормальным явлением, неотъемлемым условием жизни свободных людей. И так оно и было.
Рабство служило основой древнегреческой цивилизации и культуры, хотя и ограничивало в какой-то мере их развитие. Организованное в античности применение “говорящих орудий” практически во всех сферах жизнедеятельности – сравнимо в этом плане по своему значению с применением машин и операционного разделения труда в Европе XVII – XIX вв. Конечно, наличие рабского труда породило у части населения презрение к труду вообще, особенно к физическому. Но рабы своим трудом высвободили время и силы свободных для занятий организацией общества, управлением, разнообразной интеллектуальной деятельностью. Презрение к труду было, но не у всех, и по большей части к технической деятельности (нетворческой). А Праздность как таковая в периоды и становления и расцвета древнегреческой и древнеримской культур – презиралась. Также, как и отупляющий рабский труд. И у гражданина греческого полиса и у римского гражданина были обязанности, была необходимость быть деятельными. Это касалось горожан: рабы и крестьянство обслуживали процесс бурной жизнедеятельности античных городов. Цивилизованная жизнь была городской (и в римских провинциях, по возможности, строилась на манер городской). Это была жизнь с разнообразным деловым и досуговым общением в специально организованной (по-городскому) искусственной среде. В отличие от других древних цивилизаций древние греки создали не один “большой дом”, оазис в долине реки, а множество домов в материковой Греции, на островах, в греческих колониях (а Рим стал цивилизовать, окультуривать среду в широких масштабах). И жизнь античных людей развивалась от бедной в физическом, в комфортном, интеллектуально-ценностном отношениях – ко все большему цивилизованному и культурному богатству и разнообразию, в том числе и к богатству потребностей в ценностях жизни и культуры и возможностей их удовлетворения.
Рекоменудем посмотреть:
Фен- шуй
Затрагивая тему китайского сада, мы неизбежно сталкиваемся с таким специфическим явлением китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае «
фэн-шуй». До сих пор представление о влиянии геомантии на китайскую культуру не очень ясно. П ...
Стефановская церковь
Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.
В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнамент ...
Соотношение веры и разума
Рационализм привел к атрофированию в западной душе органа веры, которым только и можно видеть Бога и все небесное, почему она и сделалась слепа для всего этого. Известный критик рассудочности Л.Шестов писал:
«В «пределах разума» … можно ...
Навигация