Справочно - информационное обслуживание: новые технологии

Информация » Справочно - информационное обслуживание: новые технологии

Библиографическая деятельность - область документально-ин­формационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, т. е. всестороннее обеспече­ние (выявление, удовлетворение и формирование документаль­ных информационных потреб­ностей), осуществляемое в на­учно-вспомогательных, произ­водственных, воспитательных, пропагандистских и иных целях библиотеками, органами НТИ, издательствами и другими об­щественными институтами в системе документальных комму­никаций; с системной точки зре­ния охватывает процессы (биб­лиографирование, библиографи­ческое обслуживание и др.), ор­ганизационные формы, субъек­ты, объекты, результаты и сред­ства.

Библиотечно-библиографическое обслуживание — это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей.

Именно обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, подключение к компьютерной сети должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания.

Библиографическое информирование- регулярное библиографи­ческое обслуживание без за­просов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами.

Исторически первоначальные формы библиографической инфор­мации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библио­графического описания книг и, наконец, выделяется в особую об­ласть профессиональной человеческой деятельности. В ходе исторического усложнения библиографической деятель­ности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библио­графической деятельности неизбежно начинается процесс разделе­ния труда. Разграничи­ваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание,.

Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, свя­занные с различными участками и направлениями библиографичес­кой деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разно­образны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружа­ющей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.

Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности, являющейся по своей сути культурной, состоит в духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитию индивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает и преумножает накопленный человечеством жизненный опыт

Объект исследования: Библиографическое информирование в Тасеевской ЦБС.

Предмет исследования: Направления деятельности и виды библиографического информирования в Тасеевской ЦБС.

Задачи:

1. Изучить организацию справочно-информационного обслуживания (СБО).

2. Выявить основные формы и методы организации библиографического информирования.

Гипотеза: Эффективность использования библиографического

Рекоменудем посмотреть:

Развитие образования и образованности
Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию разума. Большинство авторов отмечают печальное состояние ...

Личность. Внутренняя и внешняя гармонизация
Танцевально-двигательная терапия является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-х года ...

Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси
Сравнивая религиозные системы Месопотамии и Руси можно выделить на раннем развитии Киевской Руси общие черты с религией Месопотамии, а именно, политеизм. Если в Киевской Руси политеизм был вытеснен почти полностью христианством, то в сил ...