Организация справочно-библиографического обслуживания

Информация » Справочно - информационное обслуживание: новые технологии » Организация справочно-библиографического обслуживания

Страница 1

На содержание и характер запросов, с которыми обращаются в муниципальные библи­отеки Тасеевской ЦБС, оказывают влияние очень многие факторы - события, происхо­дящие в мире, экономические проблемы нашего района, издание или публикация нового произведения известного писателя, создание кино­фильма, научные открытия и другое. Справочно-библиографическое обслуживание - это библиографическое обслуживание в со­ответствии с разовыми запросами потребителей информации (чита­телей). Ответ на разовый запрос принято считать справкой.

Так как читателей ЦРБ интересуют самые разнообразные сведения, то и справки тоже выдаются разные - и по характеру информации (библио­графические, фактографические), и по форме (устные - они выдаются лично или по телефону, письменные - сложные справки, требующие выявления литературы по теме и оформления библиографического списка).

Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии или ме­стонахождении издания в фонде (адресная справка), об отсутствующих в запросе читателя или неправильных (искаженных) элементах библи­ографического описания (уточняющая справка), о литературе (доку­ментах) по определенной теме, интересующей читателя (тематическая справка).

Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), ин­тересующие читателя - даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, ученого, др.), толкование специального термина, точное наименование организации или учреждения и т. д. Таким образом, справки отдельных видов различаются между собой конечным результатом, то есть тем, что получает читатель в ответ на свой запрос.

В Тасеевской ЦБС СБО является универсальным. Оно осуществляется всеми структурными подразделениями ЦБС, обслуживающими читателей, на основе их фондов и СБА, как в традиционном, так и автоматизированном режимах с использованием БД «Консультант Плюс» и «Абитуриент», имеющиеся в ЦРБ.

Всего выполнено справок по ЦБС – 1936, из них 823 справки выполнили сотрудники ЦРБ. По СБО обслуживаются служащие (учителя, медицинские работники, воспитатели и др.), студенты, учащиеся средних школ, ПУ, пенсионеры, рабочие, домохозяйки.

Библиографиче­ский поиск (адресный, тематический, уточняющий), как известно, лежит в основе всей библиографической деятельности, в том числе и СБО.

Все подразделения Тасеевской ЦБС, ведущие СБО, учитывают справки по единой форме, принятой в ЦБС.

Единицей учета разовых запросов является запрос - устное письменное обращение за получением библиографической или фактографической информации.

Учет разовых запросов производится по количеству:

• затребованных тем (для тематических запросов);

• библиографических записей, требующих установления или уточнения (для запросов на библиографическое уточнение);

• изданий, наличие которых требуется установить в фонде библиотеки (для адресных библиографических запросов);

• фактов, требующих выявления (для фактографических запросов).

Учет общего количества выполненных запросов производится суммированием справок, зарегистрированных в тетради.

Тетрадь учета выполненных справок ЦРБ включает следующие графы: порядковый номер; дата поступления запроса; от кого поступил запрос; содержание (в формулировке читателя) и цель запроса; вид справки (для библиографических - тематическая, уточняю­щая, адресная; фактографические выделены особо); отрасль знания (по ББК); источники выполнения справки; исполнитель;

В сельских библиотеках- филиалахТасеевской ЦБС применяется упрощенная форма учета: дата поступления запроса и от кого он поступил; тема и цель запроса; вид справки (те­матическая, уточняющая, фактографическая); отрасль знания (по ББК); источник выполнения справки (каталог, картотека, БД, фонд и др.). Отдельно учитываются в ЦРБ справки по кра­еведческой тематике, так как есть библиотекарь-краевед.

При учете в соответствующей графе цифрами проставляется ко­личество выполненных по каждому запросу справок. Отказ на запрос тоже считается справкой. В отказе содержится обоснование при­чины, по которой запрос читателя не может быть принят к исполнению (например: запрос не соответствует профилю библиотеки, в СБА не содержится нужной читателю информации и т. д.).

Запросы, которые перенаправляются из одной библиотеки в другую, в Краевую научную библиотеку, в связи с не возможностью их выполнения в ЦРБ, только регистрируют. Например, в 2005 году через МБА, выполнено 30 запросов читателей.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Основные субъекты культуры: типологический подход
Несмотря на убедительно изложенную и обоснованную, прежде всего, Н.С. Злобиным и М.Б. Туровским, персоналистскую позицию, согласно которой субъектом исторического действия выступает только личность, традиция рассматривать в качестве субъе ...

Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...

Описания технологии травления стекла
Для травления стеклянных ваз мы выбрали технологию матирования стекла пастой. Особенность данной технологии заключается в том, что матирующая паста предназначена для тех изделий, которые трудно обработать посредством плавиковой кислоты, н ...