Расцвет барокко при Людовике XIV

Расцвет искусства барокко » Расцвет барокко при Людовике XIV

Страница 1

Взойдя на французский престол в 1643 г. четырехлетним ребенком, Людовик XIV после кончины своего первого министра кардинала Мазарини в 1661 г. взял власть в свои руки и до 1715 г. безраздельно правил самым крупным государством Европы. При нем Франция превратилась в богатую державу, диктовавшую свою волю всему континенту. Политическая стабильность и экономический рост создали благоприятные условия для расцвета искусств и ремесел.

Людовик видел в искусствах и художественных ремеслах прекрасное средство возвеличения Франции на международной арене а потому они развивались под эгидой государства ради прославления Франции и ее живого символа - короля - в глазах всего мира. Искусствами ведал первый министр Людовика. Жан-Батист Кольбер (1619-83), но вдохновителем этой политики был сам король.

Казалось бы, государственная монополия в сфере культуры должна была принести к засилью посредственности, однако в официальном французском искусстве второй половины XVII в. царил всеобщий подъем и дух самоутверждения. Если до Людовика XIV во Франции почти ничего не строилось, то с его приходом начался настоящий строительный бум. По заказам короля возводились прекрасные здания в классическом стиле, олицетворявшие блеск и славу новой эпохи. При нем Париж обогатился рядом выдающихся памятников архитектуры. Королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) создал проект Вандомской площади с се знаменитой колонной. Через Сену близ недавно достроенного дворца Тюильри шагнул Королевский мост. В модных предместьях Сен-Жермен и Сент-Оноре вдоль широких улиц выросли роскошные особняки вельмож, и, наконец, в 1676 г. Людовик XIV торжественно открыл Дом инвалидов - госпиталь для 7000 ветеранов королевской армии.

Усилиями военного инженера Себастьяна де Вобана (1633-1707), который произвел подлинную революцию в проектировании пограничных крепостей, военная архитектура вышла на передовые позиции в Европе.

В первую очередь юный король взялся за расширение Лувра, старого дворца-крепости в Париже, в котором ныне размещается богатейшее собрание произведений искусства. Проект нового восточного фасада Лувра был поручен великому архитектору итальянского барокко - Бернини (1598-1680). Однако проект Бернини был отвергнут, и предпочтение отдали малоизвестному французскому архитектору Шарлю Перро.

Первое место среди архитектурных памятников эпохи Людовика XIV по праву занимает грандиозный Версальский дворец - символ могущества Короля-Солнца. В величественных зданиях, огромных парках и роскошных придворных церемониях Версаля, как ни в чем ином, воплотилось политическое и культурное превосходство тогдашней Франции.

Дворец вырос на месте небольшого охотничьего замка, построенного в Версале еще Людовиком XIII для собственных нужд. В его окрестностях юный Людовик XIV устраивал с друзьями шумные вечеринки вдали от суеты -взрослого» двора. Однако мысль о строительстве нового дворца Людовику внушило совсем иное празднество, когда в 1661 г. честолюбивый министр финансов Никола Фуке (1615-80) пригласил монарха и 6000 гостей в свой новый дворец Во-ле-Виконт, расположенный к юго-востоку от Парижа.

Фуке устроил грандиозное зрелище с балетом, театральными представлениями и баркой в виде кита, которая, проплывая по специально прорытому каналу, извергала фонтаны фейерверков. Царственное великолепие самого замка и устроенного празднества красноречиво свидетельствовало о неправедных доходах Фукс, и месяц спустя Людовик заключил его в тюрьму за расхищение казны. Наложив руку на Во, Людовик тотчас принялся вывозить оттуда в Версаль драгоценные статуи, апельсиновые деревья, гобелены и серебро, но первым делом взял к себе на службу троих главных создателей Во-ле-Виконт - Лево, Лебрена и Ленотра.

Первоначальный замысел дворца, принадлежащий архитектору Луи Лево (1612-70) сейчас можно оцепить только по нескольким гравюрам того времени, поскольку впоследствии он подвергся основательной переделке. После смерти Лево в 1670 г. место королевского архитектора занял Жюль Ардуэн-Мансар. Именно ему принадлежит проект захватывающей дух Зеркальной галереи, созданной в 1678-84 гг. Огромные стенные зеркала - по тем временам редкая и баснословно дорогая роскошь - разделены пилястрами из зеленого мрамора. Богато декорированный карниз (мраморный выступ, окаймляющий стены под потолком) украшен позолоченной лепниной, а сводчатый плафон расписан художником Лебреном.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Художник будущего кинематографа
Существенно видоизменившийся «монтаж аттракционов» дал возможность режиссеру сначала для скрытого, а потом становящегося все более явным процесса ассоциативного мышления на материале далекой истории, которая, проецируясь на настоящее, выз ...

Проблема одиночества художника
Проблема одиночества художника вытекает непосредственно из стремления творческой личности к освобождению искусства от бесчувственной публики. Вакенродер рассказывает, как мальчиком Иозеф Берлингер мечтал о том, чтобы в будущем слушател ...

Танцевально-двигательная терапия
Что же касается танцевально-двигательной терапии, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой ...