Расцвет барокко при Людовике XIV

Расцвет искусства барокко » Расцвет барокко при Людовике XIV

Страница 2

Андре Ленотр (1613-1700) был назначен «генеральным контролером королевских строений». Принципы этого крупнейшего мастера ландшафтной архитектуры своего времени ярко отражают дух той эпохи - возвеличение власти разума и порядка над хаосом дикой природы. Пожалуй, самым знаменитым его творением стали Елисейские поля в Париже, которым, как и Версальским паркам, присущ строгий формализм, прямота линий и безупречная геометрия очертаний.

Ленотр не любил и всячески избегал ярких садовых цветов, зато из всех уголков Франции в Версаль были свезены и высажены самые красивые взрослые деревья. В парках Версаля, как и в Во, немаловажная роль отводилась воде, и для подпитки 1400 фонтанов была устроена сложная насосная система.

В узловых композиционных точках Версальского парка размещены сугубо классические по стилю и сюжетам мраморные изваяния римских богов и богинь. Людовик XIV преклонялся перед античным Римом, считая его образцом идеального государственного устройства.

Версальский дворец был не только символом французского могущества, единства и централизованной власти, но и витриной отечественных искусств и ремесел, где дипломаты и заморские гости могли любоваться - а позднее и заказывать - модные и изысканные изделия французских мануфактур. Двор был диктатором в искусстве, насаждая вычурный, помпезный стиль. Лебрену принадлежат эскизы большинства статуй Версальского парка, многих предметов мебели, гобеленов, столового серебра и ковров.

Лебрен учился живописи у Никола Пуссена. Пуссен и Клод Лоррен, бесспорно, были самыми видными французскими живописцами той эпохи, но оба жили в Италии, и даже Король-Солнце не сумел заманить их во Францию. Пуссен и Лоррен черпали сюжеты в античной мифологии и христианской традиции, и, как в регулярных парках Ленотра, в их творчестве линия довлела над колоритом.

В Версале постоянно жили тысячи придворных, и Людовику приходилось заботиться об их развлечениях. Популярной .светской забавой была карточная игра с высокими ставками, где не считалось зазорным мошенничество. По вечерам давались театральные представления новых пьес, устраивались фейерверки, маскарады или балеты. Сам король недурно танцевал и часто принимал участие в балетных спектаклях.

На одном из придворных спектаклей в Лувре Людовик XIV познакомился - и вскоре завел дружбу - с актером и директором группы Мольером (1622-73), автором ряда великих комедий, и доныне не утративших актуальности. Король даже стал крестным отцом первенца Мольера.

Подобно многим выдающимся писателям той эпохи, Мольер был проницательным психологом и мастерски выставлял напоказ лицемерие общества. В пьесах «Мизантроп» (1666) и «Скупой» (1668) он блестяще раскрыл средствами комедии глубинные мотивы, движущие поступками людей.

Великими мастерами трагедии были Жан Расин (1639-99) и Пьер Корнель (1606-84). В трагедиях «Сид» (1636) и «Полисект» (1643) Корнель глубоко исследует конфликт между долгом и чувством, пользуясь для этого строгим и ясным языком. Конфликт между любовью и долгом был близок королевскому сердцу, т. к. и самому Людовику пришлось расстаться с возлюбленной (племянницей Мазарини Марией Манчини) ради политически выгодного брака с испанской инфантой.

Расин, воспитанный в янсенистском духе и убежденный во всесилии греха, выводит на сцену героев, для которых грань между добром и злом далеко не так неоспорима, как для персонажей Корнеля. Несчастные жертвы своих губительных страстей с холодной точностью хирургического скальпеля препарируют в пространных монологах собственное душевное смятение. Яркие образцы подобного самоанализа мы видим в «Федре» (1677), героиню которой терзают страсть и ревность, и «Беренике» (1670), где разгорается конфликт между любовью и долгом. В то же время, обоих драматургов объединяет строгое соблюдение классических канонов единства действия, места и времени.

Людовик XIV обожал музыку. Он просыпался под звуки капеллы, игравшей во дворе Версальского дворца. В Версальской часовне исполнялись мотеты Люлли, королевский ужин проходил под нежные мелодии скрипок, а летними вечерами король катался с друзьями в гондоле по Версальскому каналу а за ними следовали играющие музыканты. В музыке, как и в живописи, преобладала форма, что с особенной силой проявилось в творчестве первого придворного композитора - Жана-Батиста Люлли (1632-87).

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Сущность понятия «культура»
Понятия «культура» относится к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее ...

Место иконы в культуре России
Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые иконы на Руси стали и первыми живописными изображениями вообще. Эта ситуация была в корне отличной от византийской, где иконные принципы формировались в оппозиции к чувст ...

Рыцарство как доминантная форма светской культуры
На рубеже XII-XIII вв. приходится расцвет и светской культуры, так одним из её элементов явилось рыцарское сословие, зародившееся ещё в VII- VIII вв. Рыцарство - особый привилегированный слой средневекового общества, который на протяжени ...