Известно, что маркетинг зародился в начале 20-го века в США, а свое бурное распространение получил в середине нашего столетия. Отметим тот факт, что в настоящее время результаты маркетинговых (рыночных) исследований применяют почти 90% американских компаний в промышленности и сфере услуг, и более 75% компаний в таких ведущих капиталистических странах, как Германия и Великобритания.
Приводя к ощутимому «оздоровлению» финансового положения корпораций и фирм, маркетинг все прочнее завоевывает приоритетное место как в системе мирового капиталистического производства, так и в непроизводственном секторе, в том числе и в библиотечной отрасли.
В процессе непрерывной дифференциации возник и выделился библиотечный маркетинг, который, в свою очередь, претерпел раздвоение и объединяет в себе два вида показателей – качественных и количественных. Прекрасно понимая закон диалектики о переходе количества в качество, укажем на относительную самостоятельность обоих видов. Естественно, что повышение качества библиотечной работы должно привести к росту количественных параметров деятельности библиотеки, но это не может быть самоцелью.
Основным назначением качественно сориентированного библиотечного маркетинга является создание благоприятных, первоклассных условий для удовлетворения библиотечно-библиографических запросов населения. Количественный библиотечный маркетинг предполагает увеличение книгообращаемости, книговыдачи, читаемости, посещаемости (как реальной, так и виртуальной библиотеки) и т. д. За счет привлечения в библиотеку тех бывших «нечитателей», которые ранее по самым различным причинам не прибегали к ее услугам и которым помогли ее открыть для себя через хобби, досуговые увлечения.
Маркетинг, как и ПР, выявляет рациональные пути коммуникации между теми, кто предлагает услуги (библиотека) и кто «покупает» их (читатели).
Смысл маркетинговых операций состоит в том, чтобы предоставить услуги (или в более традиционной терминологии – «продукт») на таких условиях, которые потенциальному потребителю понравятся больше, чем альтернативные предложения. Нельзя забывать то, что за пользование услугами библиотеки читатель несет свои «расходы»: теряет свое личное свободное время, деньги (оплата за проезд в общественном транспорте, бензин, если он едет на личной машине, библиотечные налоги и т. д.). Потому очень важно, чтобы притягательность посещения библиотеки у читателей превалировала бы над всеми отягощающими и сопутствующеми этому элементами.
Как правило, маркетинг включает три главных компонента: 1) анализ задач учреждения (на что нужно сделать упор – комплектование и хранение или на обслуживание читателей; кто приходит, кто и почему избегает посещения библиотеки; какие другие учреждения конкурируют с библиотекой; какие будущие события в регионе и за его границами могут повлиять на деятельность библиотеки и т. д.),
2)анализ «рынков» (где находятся «рынки» библиотеки; как выглядят их сегменты – целевые группы пользователей; каковы их потребности и возможности; имидж библиотеки среди жителей города и района; понимание читателями пользы от библиотечно-библиографических услуг и т. д.), 3) анализ имеющихся ресурсов (на этом фоне уточнение объема, качества, структуры предоставляемых библиотекой услуг). Упрощенно в вопросительно-назывной форме эту схему можно представить так: что – кому – как – где – «продать».
С другой стороны, схема сводится к совокупности четырех «П» (в оборот библиотечного маркетинга они введены известным библиотековедом из Великобритании Б. Кронином). «П», разумеется, латинская буква. Скрывающиеся за ней слова в переводе на русский язык (к сожалению, орфоэпическая стройность при этом теряется) означают: продукт, цена, место, реклама. Преимущество маркетинговых концепций перед другими управленческими заключается в том, что они комплексируют социальные задачи библиотеки и ее внутренние организацию и распорядок, приближают библиотечную технологию к методам оптимального обслуживания читателей. Это само по себе не ново, но по тем или иным причинам полностью или частично редко осуществляется в практике работы библиотек, в чем часто выражается консерватизм библиотекарей, их приверженность к старому.
По мнению западногерманского специалиста А. Юлкенбек, библиотека имеет четыре «рынка»: сбыта, финансово-бюджетный, комплектования и рабочей силы. Из них особо проблематичными и трудными для обработки являются первый и второй, тесно связанные друг с другом.
Библиотекари, учитывая то, что их потенциальные «рынки» сбыта, куда входит и «рынок» читателей, беспредельны как по вертикали (библиотеки служат промышленности, сельскому хозяйству, науке, культуре и т. п.), так и по горизонтали (только, например, один критерий – степень образованности населения – вызывает целый «сонм» срезов: детский сад, школа, колледж, вуз, университет, аспирантура и пр.), а также то, что ассортимент производимых ими услуг чрезвычайно разнообразен, вынуждены сделать определенные организационные выводы. Сегодня невозможно превратить библиотеку в «супермаркет» знаний и предложить всем все. Хорошо обслужить удастся только некоторые группы читателей, найти которые поможет «анализ окружения библиотеки», методика которого основательно разработана американским библиотековедением. Когда анализ проведен, необходимая информация собрана и обобщена, все в библиотеке подчиняется выполнению запросов избранных целевых читательских групп. Нельзя также упустить из виду и важность постоянного ведения диалога, поддерживание обратной связи с читателями: разностороннее оповещение их о выгоде, которую можно извлечь из посещения библиотеки (развлечение, радость общения с единомышленниками, саморазвитие, профессиональный рост и т. п.), и проведенных во благо читателя переменах в работе библиотек.
Рекоменудем посмотреть:
Русская пейзажная живопись XIX века
Среди художников, сыгравших значительную роль в истории русской пейзажной живописи, должен быть назван и В.Д. Поленов (1844-1927). Он заявляет о себе как сложившийся зрелый мастер в конце 70-х годов, успев к тому времени окончить Петербур ...
Феодосий Щедрин
Федос Щедрин родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Отец определил его в возрасте 13 лет в воспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. Федос ...
Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...
Навигация