Рекламное сопровождение деятельности библиотек

Информация » Рекламное сопровождение деятельности библиотек

Вопрос, как повысить популярность библиотеки и привлечь внимание общества к ней, давно занимает библиотековедов и библиотекарей-практиков. Васильева В. Н., в комплексном пособии по управлению библиотеками «Библиотечное дело» (СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912), среди общих вопросов выделила подраздел «Гласность», в которой указано: «Библиотеки должны обратить большое внимание на распространение сведений об их деятельности, пользуясь всяким поводом, чтобы заговорить о ней». Подчеркнуто, что «даже отрицательные стороны деятельности библиотеки должны быть выставлены на свет: шум, вызванный ими, недовольство, критика – все это залог процветания дела и несравненно полезнее для него, чем замалчивание» (с. 126-127)

В современной профессиональной лексике широко используется англоязычное понятие «паблик рилейшнз» (PR, ПР или «Пи Ар»), что в переводе с английского языка значит «связи с общественностью».

В США, на родине ПР, давно существует мнение, что связи с общественностью для любой организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, означают приблизительно то же самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по качеству, тем она дееспособнее и эффективнее функционирует. Это касается деятельности российских библиотек в целом, а также их подразделений в частности, и в особой мере тех, которые связаны с обслуживанием читателей. Таким отделам жизненно необходимо углублять ПР-контакты и интенсивнее изучать группы общественности (а они могут отличаться друг от друга по половому, возрастному, профессиональному, поведенческому и иным признакам и по разному относиться к услугам библиотеки).

Знание и творческое практическое применение паблик рилейшнз сегодня, пожалуй, как ни одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек и входящих в их структуру библиографических и маркетинговых служб, потому что ПР способствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и её общественностью, увеличивают степень доверия, обеспечивают устойчивость и стабильность обращений пользователей библиотеки, успех и результативность её работы. ПР несомненно является атрибутом демократического социума, вносят ясность, делают прозрачными и понятными для населения различные сферы общественных отношений, а в таких направлениях как информационно-библиографическое обслуживание, эти принципы занимают одно из приоритетных мест и являются залогом востребованности.

Есть много попыток определения ПР. Наряду с описательным и функциональным, широко используется сравнительный метод. В его рамках мы сопоставляем или отождествляем ПР с тем, что нам (многим членам сообщества) уже известно и что лучше всего характеризует ПР:

· искусство и наука создания делового имиджа для организации и индивидуумов на основе правовой, официальной, событийной и иной оперативной информации (над этим постоянно работают наши библиотеки);

· искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания между организацией, т. е. библиотекой и обществом, основанные на правде и полной информированности граждан;

· планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и её общественностью.

Одна из современных и хорошо запоминающихся дефиниций ПР дана американцем Дж. Грунингом: паблик рилейшнз – это коммуникационный менеджмент между организацией (в нашем случае – библиотекой) и её публикой. Для успешного «сбыта» своих услуг сотрудники маркетинговых и библиографических служб библиотек должны знать клиента в лицо, его потребности и запросы, привычки и наклонности, пристрастия и проблемы (по возможности сопредельные и пограничные, те, которые также можно решить и совместить с задачами библиотек). Они должны общаться с клиентом так, чтобы постоянно быть в курсе его библиотечно-библиографических интересов и вероятных пожеланий в ближайшем и более отдаленном будущем.

Ознакомимся с базовыми постулатами ПР (самый важный из них – корпоративная социальная ответственность), которая позволяет персоналу библиотеки грамотно и оперативно поддерживать связи с пользователями, библиографическими и марктинговыми службами – расширять влияние на приоритетные группы потребителей их услуг и продукции, вносить вклад в улучшение управления информационными потоками всей организации.

ГПНТБ РФ издал в 2000 г. самоучитель (программу, практикум, вводную лекцию) по паблик рилейшнз для работников библиотек. Освоив даже краткий курс ПР, уяснив прошлое, настоящее и тенденции развития ПР-профессии, а также две базовые функции ПР-менеджмента (сбор и распространение информации наиболее важным слоям общественности), сотрудник вышеназванных служб библиотеки сможет корректно выполнять стоящие перед ним задачи – верой и правдой служить и действовать во благо и организации, и общества, способствовать постоянному и плодотворному диалогу между ними посредством специфических информационно-библиографических приемов работы, основанных на ПР-фундаменте.

ПР располагает собственными инструментами. Наиболее часто употребляются и приносят заметные результаты в библиотечно-библиографической деятельности следующие: анализ общественного и опубликованного мнения, стратегии по информированию и коммуницированию, проекты и инициативы (слово, иллюстрации, мероприятия) кампании.

Паблик рилейшнз предоставляет в наше расположение разнообразные умения и навыки, при помощи которых можно помогать администрации библиотеки и ее подразделениям отслеживать общественное мнение, правильно и своевременно реагировать на его изменения (причем на личностном и учрежденческом уровнях), заблаговременно готовиться не только к незначительному «охлаждению» общественного мнения, но и к кризисным ситуациям.

Один из разделов ПР – кризисные ПР. Даже в библиотеках могут возникнуть непредвиденные и угрожающие ее существованию ситуации: утрата важных массивов информации (фактографической, библиографической, персональной и т. п.) в связи со сбоем в компьютерной технике и сетях; неплатежеспособность банка и банковской системы; потеря одного из ведущих сегментов рынка пользователей библиотечно-информационной продукции из-за более выгодных предложений контрагентов; существенные изменения в государственной, ведомственной или муниципальной библиотечной политике, значительно ухудшающие ее финансирование; подделка или фальсификация одного из популярных и хорошо раскупаемых продуктов (например, эксклюзивного биобиблиографического указателя к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина или компакт-диска с текстами произведений из отдела редких книг вашей библиотеки); появление в вышестоящем органе лиц, враждебно относящихся к библиотеке, к ее маркетинговой деятельности и пр. Но даже самые негативные ситуации преодолимы и поправимы, если за дело возьмутся ПР-профессионалы, взрощенные на «библиотечной почве».

Что бы ни произошло, сотрудники маркетинговых и библиографических служб должны довести полную и достоверную информацию до ПР-менеджера или до ответственного за ПР-деятельность библиотеки сотрудника (или до первого лица в учреждении), помочь ему/ей разработать конкретный план преодоления инцидента, установить четкие ориентиры по трактовке ситуации и восстановлению репутации этой службы и библиотеки как таковой. Сотрудники библиографических и других подразделений играют при этом хотя и не ведущую, но направляющую роль, так как владеют конкретикой и могут подсказать правильные решения.

Усвоивший содержание и приемы техники ПР сотрудник библиотеки сможет активно и целенаправленно формировать ее положительный имидж и паблисити, добиваться большего эффекта и усиливать своими данными, фактами, а иногда и личным потенциалом, а также умениями проведения широкого спектра ПР-мероприятий (в том числе и по информационно-библиографической тематике): пресс-конференций, приемов, выставок, презентаций, выступлений по радио или на телевидении, «круглых столов», дня открытых дверей, выпуска «фирменного» журнала или газеты для пользователей библиотечно-информационных услуг.

Это увеличит популярность организации и привлечет к ней сторонников, друзей и даже меценатов, спонсоров, инвесторов, о которых мечтает каждая библиотека.

В заключении подчеркнем, что сотрудники библиографических и маркетинговых служб вместе с ПР-менеджерами должны не останавливаться на достигнутом, а непрерывно повышать професиональный уровень.

В любой деловой библиотеке (бизнес-библиотеке) или соответствующем отделе должен присутствовать хотя бы минимум материалов по ПР, а также периодические издания – журналы «Советник» Российской ассоциации по связям с общественностью, «Маркетинг», «Рекламное измерение» и др.

Рекоменудем посмотреть:

Символизм в Западной Европе
Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка, известного пьесами «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное, очищенно ...

Речь
По принятому нами определению, речь — это последовательность языковых знаков (прежде всего слов), организованная (или построенная) по «прави­лам» языка и в соответствии с потребностями вы­ражаемой информации. Такую последовательность созд ...

Египетские пирамиды
Египет, 4500 лет до нашей эры. Как нам всем известно, одним из семи чудес света, и единственным из этих, которое достигло, до нашего времени, является пирамиды – гробницы древних египетских царей. Первым из египетских царей, воздвигнувш ...