Опыт российских специалистов

В последние годы система ПР весьма успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организацией общественного мнения. В ее работу входит непрерывность и комплексность профильных мероприятий, позволяет показать самые выигрышные аспекты деятельности и наиболее адекватно отразить повседневную работу конкретной библиотеки. Вопросы ПР успешно разрабатываются специалистами библиотек – территориально методических центров, которые, в частности подготавливают и издают полезные методические рекомендации, учитывающие местную специфику и накопленный позитивный опыт.

В различных городах создаются специализированные отделы паблик рилейшнз библиотечно-информационной системы (БИС), или сектора связей с общественностью.

Так, интересны исследования профессора МГУКИ В. К. Клюева на страницах журнала «Библиография» (2000, №1 с. 40-43) о практике функционирования в библиотеках Нижневартовска и библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) проблемно ориентированных структур ПР.

Рассмотрим их.

Среди основных целей отдела ПР Нижневартовска БИС в Положении о его деятельности (1998 г.) указаны: обеспечение коммуникационного процесса между библиотечно-информационной системой и внешним окружением, испоьзование приемов и методов ПР в работе с библиотечным персоналом. Для их успешного достижения предусматривается проведение цикла научно-аналитических и практических мероприятий, систематизация и анализ получаемых промежуточных результатов и выработка рекомендаций по оптимизации реализуемых библиотекой направлений работы.

В качестве содержательных функциональных компонентов деятельности специализированного отдела выделены: определение и оценка взаимного влияния БИС и внешнего окружения; выявление и учет взаимосвязей внутреннего развития БИС и внешней среды; изучение общественного мнения, отношения и ожиданий реальных и потенциальных пользователей; информационно-рекламная и культурно-массовая деятельность в контексте общей стратегии развития БИС; работа с конкурентами и возможными партнерами (в том числе со спонсорами); воздействие на психологический климат библиотечного коллектива для предотвращения конфликтов, для гармонизации внутренних интересов и межличностных контактов.

В плане работы сектора ПР научной библиотеки Уральского государственного университета на 1999 г. доминировал проект «Видимая библиотека», предусматривающий три главных направления – научное, информационное и имиджевое, которые тесно переплетаются и дополняют друг друга. В числе наиболее значимых позиций В. К. Клюев называет обновление информации о библиотеке на общеуниверситетском сайте в Интернете (Web-page «Библиовести»); составление пресс-релизов и размещение регулярных публикаций в местных средствах массовой информации; организацию дней кафедр и дня библиотеки; подготовку «Путеводителя по библиотеке» и соответствующих локальных информационно-рекламных материалов; экскурсии по библиотеке; написание и представление ежегодных популярных отчетов о работе библиотеки; проведение опросов общественного мнения (в частности, анкетирование читателей); сотрудничество с издателями и другими заинтересованными организациями города; формирование положительного имиджа сотрудников библиотеки; создание и поддержание комфорта внутри библиотечного коллектива. Последнее направление представлено в плане особенно детально и предполагает реализацию четырех этапов: выявление с помощью анонимного анкетирования основных психологических проблем («библиотекарь/библиограф – читатель», «библиотекарь/библиограф - библиотекарь/библиограф», «руководитель/менеджер – подчиненный/ исполнитель»); организация лекций по психологии общения, психологии личности, психологии поведения (6-8 часов); тренинги под руководством специалиста – психолога (6 часов); повторное анкетирование по итогам занятий.

В. К. Клюев в своей статье подчеркивает, что методистам и маркетологам библиотек важно не только самим овладеть азами ПР, но и быть способными научить коллег из других подразделений библиотеки его основным приемам и методам. Только в этом случае, по его мнению, станут возможными диалог с приоритетными группами общественности, распространение необходимой информации и устойчивое взаимопонимание между различными библиотечными структурами и пользователями, создание популярности библиотечно-информационного учреждения, а в конечном итоге – формирование гармоничных отношений библиотеки с обществом.

Рекоменудем посмотреть: