Опыт российских специалистов

В последние годы система ПР весьма успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организацией общественного мнения. В ее работу входит непрерывность и комплексность профильных мероприятий, позволяет показать самые выигрышные аспекты деятельности и наиболее адекватно отразить повседневную работу конкретной библиотеки. Вопросы ПР успешно разрабатываются специалистами библиотек – территориально методических центров, которые, в частности подготавливают и издают полезные методические рекомендации, учитывающие местную специфику и накопленный позитивный опыт.

В различных городах создаются специализированные отделы паблик рилейшнз библиотечно-информационной системы (БИС), или сектора связей с общественностью.

Так, интересны исследования профессора МГУКИ В. К. Клюева на страницах журнала «Библиография» (2000, №1 с. 40-43) о практике функционирования в библиотеках Нижневартовска и библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) проблемно ориентированных структур ПР.

Рассмотрим их.

Среди основных целей отдела ПР Нижневартовска БИС в Положении о его деятельности (1998 г.) указаны: обеспечение коммуникационного процесса между библиотечно-информационной системой и внешним окружением, испоьзование приемов и методов ПР в работе с библиотечным персоналом. Для их успешного достижения предусматривается проведение цикла научно-аналитических и практических мероприятий, систематизация и анализ получаемых промежуточных результатов и выработка рекомендаций по оптимизации реализуемых библиотекой направлений работы.

В качестве содержательных функциональных компонентов деятельности специализированного отдела выделены: определение и оценка взаимного влияния БИС и внешнего окружения; выявление и учет взаимосвязей внутреннего развития БИС и внешней среды; изучение общественного мнения, отношения и ожиданий реальных и потенциальных пользователей; информационно-рекламная и культурно-массовая деятельность в контексте общей стратегии развития БИС; работа с конкурентами и возможными партнерами (в том числе со спонсорами); воздействие на психологический климат библиотечного коллектива для предотвращения конфликтов, для гармонизации внутренних интересов и межличностных контактов.

В плане работы сектора ПР научной библиотеки Уральского государственного университета на 1999 г. доминировал проект «Видимая библиотека», предусматривающий три главных направления – научное, информационное и имиджевое, которые тесно переплетаются и дополняют друг друга. В числе наиболее значимых позиций В. К. Клюев называет обновление информации о библиотеке на общеуниверситетском сайте в Интернете (Web-page «Библиовести»); составление пресс-релизов и размещение регулярных публикаций в местных средствах массовой информации; организацию дней кафедр и дня библиотеки; подготовку «Путеводителя по библиотеке» и соответствующих локальных информационно-рекламных материалов; экскурсии по библиотеке; написание и представление ежегодных популярных отчетов о работе библиотеки; проведение опросов общественного мнения (в частности, анкетирование читателей); сотрудничество с издателями и другими заинтересованными организациями города; формирование положительного имиджа сотрудников библиотеки; создание и поддержание комфорта внутри библиотечного коллектива. Последнее направление представлено в плане особенно детально и предполагает реализацию четырех этапов: выявление с помощью анонимного анкетирования основных психологических проблем («библиотекарь/библиограф – читатель», «библиотекарь/библиограф - библиотекарь/библиограф», «руководитель/менеджер – подчиненный/ исполнитель»); организация лекций по психологии общения, психологии личности, психологии поведения (6-8 часов); тренинги под руководством специалиста – психолога (6 часов); повторное анкетирование по итогам занятий.

В. К. Клюев в своей статье подчеркивает, что методистам и маркетологам библиотек важно не только самим овладеть азами ПР, но и быть способными научить коллег из других подразделений библиотеки его основным приемам и методам. Только в этом случае, по его мнению, станут возможными диалог с приоритетными группами общественности, распространение необходимой информации и устойчивое взаимопонимание между различными библиотечными структурами и пользователями, создание популярности библиотечно-информационного учреждения, а в конечном итоге – формирование гармоничных отношений библиотеки с обществом.

Рекоменудем посмотреть:

Позиции современного кино в Якутии
Все фильмы, сделанные в Республике Саха, были сняты на цифровую аппаратуру. Отсутствие пленочного варианта закрывало им путь на крупные фестивали, регламент которых признает легитимным лишь картины на традиционном носителе. Нет «выхода на ...

Юсуф Карш: лица судьбы
Юсуф Карш в своих сильных портретах трансформирует человеческое лицо в легенду. Будущие историки периода между второй мировой войной и первым спутником для большего понимания обратятся к созданным Каршем психологическим портретам государс ...

Негативы и позитивы
Возможность фотографии стать полным и точным документом была признана очень рано. Фотографы, предсказывала филадельфийская «Нэшнл Газетт» в 1849 году, «будут посещать иностранные государства, королевские дворы Европы, дворцы пашей, Красно ...