Алексей Кондратьевич Саврасов

Информация » Русская пейзажная живопись » Алексей Кондратьевич Саврасов

Страница 2

„Грачам” свойственна особая, задушевная повествовательность. Вступая в мир этой картины, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, и там, за изго­родью, перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля, высокое небо. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картине с эпическим простором далевого вида. Это созвучие ин­тимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова, присуще его произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный харак­тер.

При первом взгляде на картину кажется, что перед нами кусок живой природы, - настолько просто и естественно, с такой неповторимой прелестью написана группа тонких деревьев, отягощенных грачиными гнез­дами, легкие весенние тени на снегу. Это ощущение соз­дается, однако, не бросающейся в глаза тонкой ритмиче­ской организацией пространства, которая, последовательно ведя взгляд зрителя от передних планов в глубину, служит в то же время задачам рассказа, пове­ствования. Большую роль в создании поэтического образа ран­ней весны играет в этой картине, как и в других произве­дениях Саврасова, изображение деревьев.

Своеобразно колористическое решение „Грачей”. Картина почти монохромна. Свойственная ей лириче­ская напевность создается художником скорее линей­но-графическими приемами, чем собственно живо­писными. Сероватые и кремовые оттенки, которы­ми она как бы чуть тронута, усиливают ее мягкое очаро­вание.

Простоту и задушевность воплощенного в „Грачах” мотива Саврасов поднимает до степени типического, ха­рактерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. В этом и заключается неувя­даемая поэтичность „Грачей”, которая помогла картине стать подлинно народной.

Светлая лирическая тема „Грачей” - тема ранней весны и радостного пробуждения природы - проходит через многие полотна этого периода. Это пейзаж „Отте­пель” (1874), несколько рисунков речного разлива и несколько волжских этюдов. Очень удачен рисунок „Весенний пейзаж” (1876) с группой деревьев, за­топленных половодьем и отражающихся в талой воде. Большинство рисунков выполнено в тонкой линейной манере.

Но Саврасов никогда не замыкался в рамках интим­ной лирики. Его влечет к себе более широкий мир, дыхание которого ощущалось и в „Печорском монас­тыре”, и в „Лосином острове”, и особенно в „Грачах”.

Зимние мотивы встречались в творчестве живописцев уже в 60-е годы. Но именно Саврасов выступает родона­чальником этой темы в русском пейзаже. В полотне „Иней” передана волшебная красота сияющего под сол­нечными лучами снега, мерцающей на почти синем фоне изморози, покрывающей тоненькие веточки моло­дых деревьев. На переднем плане - голубые тени. Гар­моническая прелесть мерцающей сине-голубой гаммы „Инея” придает ему особое очарование. Реальность мо­тива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника. Как и „Перелет птиц”, „Иней” невольно связывается в нашем сознании с народной сказкой, с созданными народной фантазией образ­ами зимы.

По мере приближения к 80-м годам в творчестве Саврасова усиливаются ха­рактерные и для некоторых его ранних произведений тревожные, драматиче­ские ноты. Они особенно ощущаются в графических работах художника; Савра­сов отходит в них от линейной светоте­невой манеры, которой он так мастерски владел. Он предпочитает особую бумагу (так называемую папье-пеле), дающую возможность, работая пятном, тонким, острым штрихом, мягкой полутенью, достигать многооб­разных эффектов. Каждый такой рисунок художник до­водит до законченности, как бы приближая его к тоно­вой монохромной живописи.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Трагизм хужожественного существования в «Фантазиях об искусстве» В.-Г. Вакенродера
В.-Г. Вакенродер был одним из ранних романтиков иенской школы и одним из первых поднял традиционные для романтизма вопросы. Кроме того, по мнению А.С. Дмитриева, Вакенродер не только своим творчеством, но и примером собственной жизни ока ...

Французский костюм стиля рококо
Идеал красоты. Величие, помпезность, перегруженность костюма барокко сменились утончённой грациозностью, лёгкостью, хрупкостью костюма рококо. Изменились внешние черты мужского и женского облика: кукальность лиц, походка, жесты, позы и ча ...

Фёдор Шубин
Родился 28 мая 1740 г. в одной из деревень Двинского уезда Куростровской волости Архангельской губернии. Его отец – И.А. Шубной, черносошный (государственный) крестьянин, по преданию, обучал грамоте Михайлу Ломоносова. Дружеские и добросо ...