Алексей Кондратьевич Саврасов

Информация » Русская пейзажная живопись » Алексей Кондратьевич Саврасов

Страница 2

„Грачам” свойственна особая, задушевная повествовательность. Вступая в мир этой картины, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, и там, за изго­родью, перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля, высокое небо. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картине с эпическим простором далевого вида. Это созвучие ин­тимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова, присуще его произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный харак­тер.

При первом взгляде на картину кажется, что перед нами кусок живой природы, - настолько просто и естественно, с такой неповторимой прелестью написана группа тонких деревьев, отягощенных грачиными гнез­дами, легкие весенние тени на снегу. Это ощущение соз­дается, однако, не бросающейся в глаза тонкой ритмиче­ской организацией пространства, которая, последовательно ведя взгляд зрителя от передних планов в глубину, служит в то же время задачам рассказа, пове­ствования. Большую роль в создании поэтического образа ран­ней весны играет в этой картине, как и в других произве­дениях Саврасова, изображение деревьев.

Своеобразно колористическое решение „Грачей”. Картина почти монохромна. Свойственная ей лириче­ская напевность создается художником скорее линей­но-графическими приемами, чем собственно живо­писными. Сероватые и кремовые оттенки, которы­ми она как бы чуть тронута, усиливают ее мягкое очаро­вание.

Простоту и задушевность воплощенного в „Грачах” мотива Саврасов поднимает до степени типического, ха­рактерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. В этом и заключается неувя­даемая поэтичность „Грачей”, которая помогла картине стать подлинно народной.

Светлая лирическая тема „Грачей” - тема ранней весны и радостного пробуждения природы - проходит через многие полотна этого периода. Это пейзаж „Отте­пель” (1874), несколько рисунков речного разлива и несколько волжских этюдов. Очень удачен рисунок „Весенний пейзаж” (1876) с группой деревьев, за­топленных половодьем и отражающихся в талой воде. Большинство рисунков выполнено в тонкой линейной манере.

Но Саврасов никогда не замыкался в рамках интим­ной лирики. Его влечет к себе более широкий мир, дыхание которого ощущалось и в „Печорском монас­тыре”, и в „Лосином острове”, и особенно в „Грачах”.

Зимние мотивы встречались в творчестве живописцев уже в 60-е годы. Но именно Саврасов выступает родона­чальником этой темы в русском пейзаже. В полотне „Иней” передана волшебная красота сияющего под сол­нечными лучами снега, мерцающей на почти синем фоне изморози, покрывающей тоненькие веточки моло­дых деревьев. На переднем плане - голубые тени. Гар­моническая прелесть мерцающей сине-голубой гаммы „Инея” придает ему особое очарование. Реальность мо­тива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника. Как и „Перелет птиц”, „Иней” невольно связывается в нашем сознании с народной сказкой, с созданными народной фантазией образ­ами зимы.

По мере приближения к 80-м годам в творчестве Саврасова усиливаются ха­рактерные и для некоторых его ранних произведений тревожные, драматиче­ские ноты. Они особенно ощущаются в графических работах художника; Савра­сов отходит в них от линейной светоте­невой манеры, которой он так мастерски владел. Он предпочитает особую бумагу (так называемую папье-пеле), дающую возможность, работая пятном, тонким, острым штрихом, мягкой полутенью, достигать многооб­разных эффектов. Каждый такой рисунок художник до­водит до законченности, как бы приближая его к тоно­вой монохромной живописи.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Акмеизм
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. ...

Церковь Спаса на Нередице
Время создания: 1198 г. Церковь Спаса была построена князем Ярославом Владимировичем. Росписи по традиции, идущей с советских времен, приписывали местным, новгородским мастерам. Некоторые находки и вправду позволяют предположить, что это ...

Живопись как форма творческого познания
Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. Леонардо возвысил живопись, утверждая, что не может правильно заниматься ею тот, кто не овладел теми науками и «свободными искусствами», которые служа ...