Алексей Кондратьевич Саврасов

Информация » Русская пейзажная живопись » Алексей Кондратьевич Саврасов

Страница 3

В 80-х годах художник возвращается к теме “Лоси­ного острова”. Этот мотив, видимо, сильно поразивший художника, по-новому преломлен в целом цикле по­здних работ. Выше говорилось об этюде, написанном Саврасовым к этой картине. Но этот этюд был не единст­венным. Видимо, их была целая серия. На основе этой серии художник и выполнил впоследствии рисунки „Сосны у болота” и несколько других. В изображениях в этих рисунках гнилых болот, изгибающихся тонких стволов деревьев, в очертаниях болотных птиц звучат глубоко пессимистические, уны­лые ноты. В них есть ощущение душевной подавленно­сти, выраженное поэтически, но с горестным чувством.

Глубоко личный, эмоциональный характер этих работ говорит о том, что выраженные в них чувства переплетены с ощущением трагической безыс­ходности своей личной судьбы.

Недостаточно ясны причины семейной драмы Савра­сова - разрыв с женой, развитие алкоголизма до разме­ров непреодолимого недуга, отход от педагогической деятельности, от друзей.

Перелом, совершающийся в жизни художника, траги­чен. Он остается одиноким, неудержимо опускается на дно, попадает в кабалу к мелким торгашам.

Среди его поздних произведений все чаще попада­ются ремесленные, равнодушные повторения ранее най­денных мотивов. Художественный уровень их стреми­тельно снижается. Уже к середине 80-х годов работы, равные прежним, встречаются очень редко. Однако и в эти годы художник переживает периоды творческого подъема. В этом убеждает несколько рисунков в упомя­нутом альбоме. Выполнены они тоже по способу папье-пеле. Создание этих рисунков было, видимо, для Савра­сова последней творческой вспышкой. Художник попа­дает в среду опустившейся богемы, здоровье его расшатывается, и в 1897 году он погибает - почти забы­тый. Среди немногих, провожавших его в последний путь на кладбище, был Левитан.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения
"Самая большая роскошь - роскошь человеческого общения", - сказал кто-то из мудрых. Большинство людей, я полагаю, разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Общая тема разговора з ...

Трансформация придворного быта
18 в. значительно изменил облик русской культуры, особенно в дворянской и городской среде. Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными; вводилась новая одежда, новая иерархия ...

Период высокой готики
Костюм высокой готики стал изящным, соразмерным и гармоничным. В платье, ниспадающем глубокими спокойными складками, тело чувствовало себя свободно. Грамотный крой одежды теперь ценился выше, чем обильное золочение и пышная меховая отделк ...