Из истории рязанского театра

Информация » Рязанский театр » Из истории рязанского театра

Страница 3

Большой успех у рязанских зрителей имели гастроли известного негритянского трагика Айри Олдриджа (1805-1867 гг.), выступавшего в 1850-е годы в России и прославившегося исполнением роли Отелло и других шекспировских героев.

Рязанский гимназист тех лет И.И. Янжул, видевший Олдриджа на рязанской сцене, писал, что его игра "оказала несомненно чрезвычайное полезное влияние на всю мою жизнь", прежде всего потому, что ввела и притом очень рано "в область чувства в виде превосходных драм Шекспира и сделала меня их поклонником. Для меня открылся новый мир, прежде незнакомый; я впервые начал вдумываться и всматриваться в человеческие отношения, к которым прежде относился бессознательно, как ребенок: затем Олдридж, за что я должен быть ему вечно признателен, выучил меня очень рано, лучше всех моих официальных наставников силою своего таланта и впечатления, иностранному языку и притом столь важному, как английский, и сделал его моим любимым языком". (8, с. 105)

Этот яркий период в истории рязанского театра был, однако, непродолжительным По прошествии трех лет Немцов передал дела своему товарищу по дирекции, правителю дел губернатора Е.М. Бернарду, который вскоре сдал театр третьему лицу. Театральное здание было впоследствии снесено, и из-за отсутствия специального помещения к 60-м гг. театр в Рязани перестал действовать. Известно, что во второй четверти XIX века представления давались в частных домах, а затем совсем прекратились. Это не могло продолжаться долго, поскольку театр прочно вошел в культурную жизнь города. Из документов рязанского архива мы узнаем, что специальная комиссия по устройству театра, которая начала работу 15 марта 1860 года, уже 21 марта того же года "распланировала место под строительство театра и приступила к производству земляных работ". (9, с. 123) Постройка театра началась на Соборной площади, наблюдения за работами в техническом отношении были возложены на архитектора Сергея Александровича Щеткина. Видимо, он был и автором проекта этой постройки.

В 1860-1862 году театр был построен за счет средств, пожертвованных откупщиками. Новое здание было намного просторнее прежних помещений, зрительный зал полуциркульной формы был рассчитан на 500 мест. (11, с. 40) Его постройка обошлась в 30 тысяч рублей. Осенью 1862 года в новом здании театра стали даваться представления. Заметное место на сцене театра заняла драматургия Островского. В 1866-1867 гг. в труппу театра вошли уже известные рязанскому зрителю актеры - муж и жена Дурново, молодой талантливый актер Погодин, игравшая первые роли актриса Волкова и запоминающаяся в комических ролях актриса Кравченко.

Деятельность рязанского театра в новом здании оказалась непродолжительной: в ночь с 27 на 28 ноября 1867 г. здание театра сгорело, остались, как свидетельствуют документы, лишь "стены и горелое железо". Вскоре начались работы по его восстановлению. Комиссия, созданная с этой целью, констатировала: "Рязанский городской театр представляет собой единственное развлечение для публики, и поэтому, когда он был истреблен пожаром, большинство местного общества выразило самое горячее желание скорейшего его восстановления". (8, с. 106) Восстановление шло за счет средств, полученных от страховки (около 8 тысяч рублей) и пожертвований частных лиц. Но когда в феврале 1871 г. комиссия стала принимать восстановленное здание театра, то оказалось, что ложи построены неправильно, галерея шатается, а потолок угрожает обвалом. К лету 1871 г. театр был в основном восстановлен, а в апреле 1872 г. сдан в аренду на 9 лет содержателю калужского театра В.Воронину.

В.А. Гиляровский, прибыв в Рязань во время путешествия по Руси и устроившись здесь в зимний сезон 1874-1875 гг. помощником режиссера, так описывает труппу рязанского театра: "Славные в ней были люди, среди них имелись и крупные известности, как, например, Н.П. Киреев, его жена "гран-дам" Е.Н. Николаева-Кривская, актер-поэт Н.С. Стружкин, а нередко заезжали гастролеры из столиц". И далее: "Сборы были недурные, труппа хорошая, и все товарищи милые люди, кроме разве антрепренера Воронина, грубого и дерзкого человека". Последнему он дает такую характеристику: "Он был здоровенный, пузатый и усатый, с курчавыми волосами, с лицом цвета мулата и солдафонскими приемами. Бывший солдат, потом театральный буфетчик и, наконец, антрепренер". (6, с. 13)

Крупных артистов Воронин держал в руках, как пишет Гиляровский, "благодаря самому зверскому контракту, какой я когда либо видел. В контракте было 66 пунктов". Вот некоторые из них. Пункт 36-й: "Артисты обязаны брить усы, бороду и бакенбарды". Пункт 62-й: Артисты не имеют право без письменного разрешения выезжать из города. Отлучаясь от своей квартиры, обязаны оставлять свой адрес, где их можно найти". Пункт 66: "Предпринимателю предоставляется право прекратить действие сего договора без ответственности, когда признаки беременности артистки станут заметными". (8, с. 107) Весь контракт был сплетением юридических ухищрений, отдающих актера в руки антрепренера без всякой ответственности с его стороны. Все же Воронин иногда наталкивался на сопротивление, встречая достойный ответ своему всевластию. Так, талантливый, остроумный и озорной декоратор театра Адам Павлович Никитин-Фабианский долго сносил молчаливо воронинскую дерзость, но в конце концов жестоко отомстил ему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекоменудем посмотреть:

Индивидуализм. Кризис личности
Кризис веры и вытеснение ее рассудочностью явились причиной тотального антропологического кризиса западного человека. Для человека восточного здесь нет никакой загадки – ведь сущность человека всегда определяется именно его верой, а не ра ...

Фотография и современность
Фотоаппарат сегодня имеется почти в каждом доме. Миллионы людей умеют хорошо фотографировать. И все равно каждый непременно обращается к услугам профессиональной, бытовой фотографии, чтобы сняться для документа, чтобы запечатлеть торжеств ...

Становление и особенности средневековой личности
Как известно, средневековая культура строится на основе христианского учения. Но античное мышление и личность, правда, в подчиненной и переосмысленной роли, входят в эту культуру. Действительно, в средние века задачи мышления кардинально ...