Арт-терапия в социально-культурной сфере

Информация » Современные методы арт-терапии » Арт-терапия в социально-культурной сфере

В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом, например, арт-терапия применяется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест заключения, при оказании помощи безработным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью и во многих других областях.

Используются разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, главным образом, в виде открытых студийных или тематически-ориентированных групп. Особенностью таких форм работы является то, что они не носят "психотерапевтического" характерам, как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них является сугубо добровольным и не предполагает заключения психотерапевтического контракта.

Основной акцент делается на стимулировании коммуникации участников группы, развитии у них практических навыков, в том числе связанных с производственной деятельностью. Задачами работы таких групп является также преодоление социальной деривации, освоение участниками группы более адаптивных форм поведения (в частности, в ситуации конфликта), выражение ими своих переживаний, работа над проблемами, характерными для групп с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностный "рост" и ряд других.

Деятельность открытых студийных групп может предполагать работу с разными материалами, например обучение технике живописи, декоративных изделий из кожи, меха и других материалов.

В работе тематически-ориентированных групп применяются разнообразные темы и упражнения:

•темы и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами;

• темы, связанные с восприятием себя;

• упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье и работать с семейными проблемами;

• групповые игры и физические упражнения;

• упражнения и темы, позволяющие исследовать и разрешать конфликты;

• техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения (прослушиванием музыки, чтением стихов, движением и танцем, исполнением ролей и т.д.).

Рекоменудем посмотреть:

Русский классицизм в XIX веке
Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм ...

Американская легенда
Имеется несколько ранних фотографий Альфреда Стиглица (1864 — 1946), которые представляют собой настоящие поэтические жемчужины, являющиеся и сейчас, спустя более полувека, образцами графического искусства. Повторяющиеся средние планы не ...

Пейзажный жанр
В последней четверти XVIII века приобрел самостоятельность пейзажный жанр. В 1776 году С.Ф. Щедрин стал первым профессором и руководителем пейзажного класса. Характер его пейзажей лирический, поэтичный. Это в основном изображение окрестн ...