Арт-терапия в социально-культурной сфере

Информация » Современные методы арт-терапии » Арт-терапия в социально-культурной сфере

В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом, например, арт-терапия применяется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест заключения, при оказании помощи безработным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью и во многих других областях.

Используются разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, главным образом, в виде открытых студийных или тематически-ориентированных групп. Особенностью таких форм работы является то, что они не носят "психотерапевтического" характерам, как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них является сугубо добровольным и не предполагает заключения психотерапевтического контракта.

Основной акцент делается на стимулировании коммуникации участников группы, развитии у них практических навыков, в том числе связанных с производственной деятельностью. Задачами работы таких групп является также преодоление социальной деривации, освоение участниками группы более адаптивных форм поведения (в частности, в ситуации конфликта), выражение ими своих переживаний, работа над проблемами, характерными для групп с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностный "рост" и ряд других.

Деятельность открытых студийных групп может предполагать работу с разными материалами, например обучение технике живописи, декоративных изделий из кожи, меха и других материалов.

В работе тематически-ориентированных групп применяются разнообразные темы и упражнения:

•темы и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами;

• темы, связанные с восприятием себя;

• упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье и работать с семейными проблемами;

• групповые игры и физические упражнения;

• упражнения и темы, позволяющие исследовать и разрешать конфликты;

• техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения (прослушиванием музыки, чтением стихов, движением и танцем, исполнением ролей и т.д.).

Рекоменудем посмотреть:

Виды искусства
Искусство суще­ствует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоратив­ное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. В истории эстет ...

Андреас Файнингер
Андреас Файнингер родился в Париже в 1906 году в семье, связанной с искусством. Его прародители по отцу — музыканты, мать — художница, а отец, Лайонел Файнингер, был не только великолепный художник, но и весьма оригинальный композитор. Ла ...

Культура Возрождения
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца сре ...