Северные монастыри России

Информация » Спасо-Прилуцкий монастырь » Северные монастыри России

Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри являются крупнейшими культурно-историческими туристскими центрами России.

Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья было очень велико. Это объясняется множественностью функций монастыря в религиозной, общественно-политической и хозяйственной сферах деятельности. Монастырь (в переводе с греческого – келья отшельника) – это и земное воплощение символической сущности «небесного града Иерусалима», и неприступная крепость, и крупный землевладелец, и мощная экономическая организация.

Массовое возникновение монастырей на Русском Севере относится к рубежу XIV-XVвв. Оно было связано с деятельностью монахов обителей Московского княжества, в основном Сергиева монастыря Святой Троицы. По благословению своего духовного учителя монахи отправлялись в пустынные северные земли в поисках более уединенного жития. К отшельникам присоединялись другие монахи, образовывая монастырскую общину. Они строили храм, кельи, обносили обитель стенами. Слух о новом монастыре разносился по округе, привлекая крестьян на неосвоенные земли, которыми великие князья щедро награждали святые обители: на первых порах крестьяне, обрабатывая монастырскую пашню, освобождались от налогов.

Таким образом, в отличие от самых древних, городски либо пригородных монастырей, новые обители возникали в отдалении от городов и знаменовали собой очередной этап «монастырской колонизации». Количество монастырей, появившихся на неосвоенных землях, к началу XVI в. достигло полутора тысяч. Русские северные монастыри удивительно органично вписываются в природный ландшафт. Их архитектура является своеобразным синтезом нескольких школ – северо-восточной Руси (впоследствии московской), новгородской и псковской [9, стр. 166].

Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри в Кирилловском районе Вологодской области, Спасо-Прилуцкий монастырь в г. Вологде, Соловецкий монастырь на о. Соловки Архангельской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Псково-Печорский в г. Печоры Псковской области – эти и другие северные монашеские обители известны всей России [3, стр. 47].

Рекоменудем посмотреть:

Манифесты символизма в России
Как литературное течение русский символизм оформляется в 1892, когда Д.Мережковский выпускает сборник Символы и пишет лекцию О причинах упадка и новых течениях в современной литературе. В 1893 В.Брюсов и А.Митропольский (Ланг) готовят сбо ...

Сегрегация
Готтентоты, дикие африканцы, имели следующие представления о законности: «Если я украл у соседа козу – это доблесть, достойная восхищения; если же сосед украл козу у меня – это подлый поступок, за который соседа надлежит осудить и наказат ...

Яркие краски сна «смешного человека»
«Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце» (с. 431). Возможно, во сне это сделано для того чтоб разом лишить себя и жизни и души. Все зашаталось, огонь свечи затрепетал. Свечка у «смешного человека» ...