Сравнительный анализ музыковедческих концепций Э. Курта и Б. Асафьева

Информация » Сравнительный анализ музыковедческих концепций Э. Курта и Б. Асафьева

Страница 4

Однако и понимают и анализируют культуру Курт и Асафьев по-разному. Для Курта каждая культура — это замкнутое целое, противостоящее другим культурам, принципиально от них отличающееся. Романтизм противостоит, с одной стороны, символизму и импрессионизму, с другой — классике. Классика противостоит Баху. При переходе от одной культуры к другой происходит "революция в сознании", "изменение всего восприятия жизни и искусства в целом" [84. С. 41]. "Чем глубже мы исследуем структуры и внутренние процессы романтической гармонии вплоть до своеобразных новых звучностей "Тристана", — пишет Курт, — тем отчетливее понимаем, что отход от классической гармонии полностью обусловлен изменением всего восприятия жизни и искусства в целом" [84. С. 41].

Для Асафьева, наоборот, одна культура не просто сменяет другую, но подготавливается в ее недрах, развивается из нее. Поэтому музыка (музыкальная культура), поднявшаяся до "самоопределения", обладает, по Асафьеву, таким фундаментальным качеством, как "развитие" ( .то качество, которое обеспечивало жизнь музыке, — развитие — стало объектом упорной работы ряда поколений . [13. С. 237]). Если для Курта культура сближается с мировоззрением и мироощущением века, то для Асафьева характерна социологическая трактовка культуры.

Разный подход к пониманию культуры тесно связан с различием методологических представлений обоих теоретиков. Не предсказывая путей развития музыки, ставя своей целью теоретическое осмысление конкретных произведений и музыкальных стилей, считая, что теоретическое музыкознание должно прежде всего воздействовать на характер слышания, Курт рассматривает культуру изнутри, пытается проникнуться ее духом. Для него ценно прежде всего своеобразие мыслей, ощущений, переживаний отдельной культуры, проявляющееся и выражающееся, как он считает, в музыке.

Асафьев же рассматривает культуру извне, он пытается проследить ее развитие, выявить закономерности, определяющие развитие музыки. Гипотеза о "кризисе интонаций" и является, по его мнению, таким законом, позволяющим судить о закономерном развитии музыки. "С точки зрения общекультурной эволюции, — пишет Асафьев, — понятно, что в музыке должны были совершиться под влиянием исторических процессов изменения, но почему совершались такие-то и в такой-то форме, — оставалось неясным. На смену этой неясности я выдвигаю гипотезу "кризисов музыкальных интонаций" . Я не перечисляю здесь "кризисов", но утверждаю, что нет для моего слуха и сознания факта или фактора и вообще действующих сил в европейской истории музыки, которые нельзя было бы объяснить через интонационное их обоснование в связи с ростом и кризисами общественного сознания" [13. С. 358, 359].

Особенности понимания культуры и ее эволюции объясняют и различие у Курта и Асафьева трактовок взаимоотношения формы и содержания в музыкальном произведении. Для Курта, поскольку он наблюдает культуру изнутри и пытается описывать своеобразие культурного мироощущения, воплощающегося как в содержании, так и в форме, содержание музыкального произведения всегда находится в соответствии с его формой. Для Асафьева, изучавшего изменение и развитие мелоса, форма музыкального произведения революционна, она периодически перестает выражать старое содержание, способствуя формированию нового.

Связав сущность мелоса с культурой, Курт и Асафьев как бы взяли на себя обязательство анализировать музыку, ее формирование, функционирование и развитие в контексте культуры. Для Курта подобный культурологический анализ — сопоставление и противопоставление самостоятельных культурных мировоззрений и мироощущений (классического, баховского, романтического, символического, импрессионистского) осуществляется на основе априорных схем и представлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Возникновение иенской школы
Н.Я. Берковский, говоря о причинах образования романтической школы именно в Иене, особо отмечает роль пользовавшегося славой Иенского университета, в котором преподавал Шиллер и продолжал преподавать Фихте, и для которого существенным фак ...

Обзор скульптуры Ульяновска. Музей-мемориал В.И. Ленина
16 апреля 1970г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала — памятника истории, культуры, архитектуры, возведённого в ознаменование 100-летия В. И. Ленина на месте его рождения[5]. Уникальное здание Ленинского м ...

Инструменты
Для успешной работы резчику по дереву необходи­мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству­ющие инструменты и приспособления. Для работы резчиков необходимо сухое светлое по­мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. ...