Литературные жанры и развлечения средневековья

Информация » Средневековое общество » Литературные жанры и развлечения средневековья

Страница 1

В 11-12 вв. с завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая свое отражение в рыцарской литературе, которая утверждала привилегированное положение рыцарей в обществе, прославляя их добродетели: военную доблесть, честь, верность королю и христианской церкви. На Юге Франции (Лангедок, Прованс) возникла светская рыцарская лирическая поэзия, создателями и распространителями которой были рыцари (чаще всего обедневшие) - трубадуры (или труверы). Иногда их сопровождал музыкант-помощник из простолюдинов, который назывался менестрелем. В Германии поэты-феодалы назывались миннезингерами ("певцами любви"). Трубадуры появляются в 11-12 в. на юге Франции (представители так называемой Провансальской культуры). Аристократическую часть трубадуров, творчество которых наиболее ярко отражало интересы и чаяния феодального класса, составляли богатые и знатные феодалы, занимавшиеся складыванием стихов в часы досуга. Вторую часть провансальских трубадуров составляли выходцы из мелкого рыцарства, жившие при дворах и замках могущественных сеньоров. Для них характерно откровенное преклонение перед радостями земной любви, отрицание аскетизма и "легкомысленное" отношение к церковным догматам.

У трубадуров, провансальцев особенно, любовь стремиться к супружеской неверности. Из 30 известных биографий трубадуров 14 были рыцарями, 9 - представители феодальной знати и только 7 - выходцы из других слоев общества.

Рыцарская литература была светской, хотя находилась под влиянием церкви. Рыцарская поэзия выработала особую форму "лэ" - стихотворную повесть с любовно-приключенческим сюжетом, заимствованным из кельтских преданий и легенд. Чаще всего главными героями были рыцари Круглого стола легендарного короля бриттов Артура. Впоследствии эти легенды стали источником для множества рыцарских романов. Влияние христианской идеологии сказывалось и на сюжетах романов: нередко объектом поиска ищущих приключений рыцарей является Святой Грааль - чаша, в которую собрали кровь распятого Христа. Героями поисков Грааля были Лоэнгрин и Парцифаль (Персиваль).

Развивалась также и народная литература, лучшие образцы которой представлены героическим эпосом. Героями народных сказаний были воины - защитники своей страны и народа. В эпосе воспевались их храбрость, сила, воинская доблесть, верность. В идеализированных образах рыцарей находили свое воплощение народные чаяния и представления о справедливости, чести и доблести. Под влиянием христианства и феодального строя герои эпоса часто изображались как защитники христианства, преданные вассалы своего короля.

В городском фольклоре возникает жанр реалистической стихотворной новеллы ("фаблио" (басни) во Франции, "шванки" (шуточные рассказы) в Германии), в которых в сатирическом духе изображались представители высших классов, обличались пороки и восхвалялись добродетели, а также находчивость, здравый смысл и смекалка простонародья. Церковь относилась к музыкальному и поэтическому творчеству народа отрицательно. Видя в нем проявление "языческой", "греховной", "не соответствующей христианскому духу" деятельности. И добивалась ее запрещения и жестоко преследовала непосредственных выразителей и носителей музыкальной культуры народа, так называемых жонглеров. Как правило, жонглеры были неграмотными, поэтому песни и сценки, разыгрываемые ими, до нас не дошли, только отдельные упоминания (например, о жонглере, который выучил двух обезьян сражаться друг с другом, сидя верхом на собаках - пародия на турниры).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Модерн как предтеча современного искусства
Первым прогрессивным, необычным и возможно шокирующим предвестников новых веяний в искусстве стал стиль модерн. Блистательный взлет стиля модерн (англ. и фр. Art Nouveau, нем. Jugendstiel) длился немногим более десятка лет, однако на руб ...

Пейзажный жанр
В последней четверти XVIII века приобрел самостоятельность пейзажный жанр. В 1776 году С.Ф. Щедрин стал первым профессором и руководителем пейзажного класса. Характер его пейзажей лирический, поэтичный. Это в основном изображение окрестн ...

Анализ национально-романтических тенденций в русском модерне
Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытала поэзия модернистов, в такой своей разновидности как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традици ...