Особенность культуры средневековья

На протяжении нескольких последних столетий взгляд историков на Средневековье и оценка его неоднократно менялись, отражая трансформацию общих взглядов как на современность, так и на прошлое. Как уже упомянуто, гуманисты видели в столетиях, предшествовавших Ренессансу, время упадка грамотности и образованности, своего рода остановку и провал в культурной истории Европы. Этот негативный смысл понятия "Средневековье" был сохранен и усилен историками XVII и XVIII веков, которые видели в Средневековье эпоху господства феодального режима и католической церкви - препятствий на пути становления нового общественного порядка, буржуазной цивилизации. Вместе с тем в начале XIX столетия романтики были склонны к идеализации определенных аспектов средневековой жизни, воспевая патриархальный ее уклад, рыцарские доблести, культ Прекрасной Дамы и нравственные достоинства людей, якобы лишенных безудержной жажды наживы (этого романтического подхода к феодальной эпохе не вполне были чужды и авторы "Манифеста коммунистической партии"). Особое внимание, которое уделялось политической истории, выражалось в концентрации интереса к развитию государственной власти и монархии, к процессу собирания разрозненных земель и областей носителями централизующего начала. Образец и средоточие средневековой жизни видели прежде всего во Франции, и история ее объединения воспринималась в качестве своего рода парадигмы, так или иначе применимой и к истории других европейских стран. Соответственно, первостепенное значение придавалось историками борьбе монархии против независимых крупных господ и властителей, отстаивавших политическую раздробленность.

Вместе с тем особый интерес вызывал подъем средневековых городов, добивавшихся относительной независимости от церковных и светских сеньоров и становившихся существенной опорой королевской власти в ее борьбе за политическое объединение страны. Усиление внимания историков к жизни городов и бюргерства приводило к тому, что экономическому развитию, росту торговли и промышленности стали придавать большое значение и видеть в высших слоях городского населения прямых предшественников буржуазии Нового времени. Уже не монастырь и не княжеский или королевский двор фигурируют в роли главного центра культуры и образованности - эта роль отводится теперь университетам и ученым, которые воплощают оппозицию церковной догме и все более решительно противодействуют религиозному мракобесию. Этот взгляд на Средневековье представлял в историческом плане проекцию умонастроений укреплявшегося буржуазного общества. Деятели Великой французской революции, нуждавшиеся в исторических примерах и прецедентах, черпали вдохновение не в эпохе господства "феодального режима", но в древнем республиканском Риме. [3]

Но при этом, период средневековья характеризуется упадком философии. Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII в. Неизвестным учёным Западной Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). [2, стр.431]

Рекоменудем посмотреть:

Великие фотографы нашего времени
Дэвид Ла Шапель Дэвид Ла Шапель (David La Chapelle), американский фотограф и режиссер-клипмейкер. Родился в 1964 году в штате Северная Каролина, в США. Искусство фотографии и дизайна изучал в Художественной студенческой лиге и Школе изо ...

Рыцарская культура в системе культуры средневековья. Образование и образованность в средние века
Особое место в средневековой культуре занимали рыцари — бедные или разорившиеся дворяне, давшие клятву своему сеньору и принявшие на себя определенные обязанности. В период раннего средневековья возникла необходимость брать клятву верност ...

Импрессионизм в творчестве И.И. Левитана и А.П. Чехова
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизм ...