Сретенский монастырь

Информация » Сретенский монастырь

Страница 4

Непохожесть росписей собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери на другие фресковые циклы XVII века заключается в том, что это росписи монастырские, причем подчеркнуто монастырские. Изографы отказываются здесь от многосюжетности, от избытка деталей и персонажей, характерных для монументальной живописи той поры. Например, в некоторых храмах, расписанных в 1600-е годы, число ярусов (то есть своего рода «сюжетных рядов») доходит до восьми-девяти. В Сретенском соборе их всего четыре, хотя площадь храма весьма велика и вполне способна была бы принять большее количество сюжетов.

В куполе собора мастера изобразили, как это и предписывал канон, Христа Пантократора, в простенках барабанов – четырех архангелов. Увы, авторские росписи купола не сохранились. То, что мы здесь видим сейчас, – тонировки, сделанные реставраторами по старой графье. Закрывая монастырь, большевики столь варварски сняли с собора крест, что купол стал протекать. Это, естественно, самым печальным образом сказалось на состоянии фресок. Почти не сохранились и фрески нижнего яруса, сильнее других страдавшие от копоти. Впервые они были поновлены уже в XVIII веке, а впоследствии, вплоть до 1917 года, поновлялись постоянно. Например, в XIX веке их «реставрировала» артель Сафонова, но, конечно, то, что считалось реставрацией в XIX столетии, сложно счесть таковой сейчас. Мастера просто записывали фрески масляными красками – правда, по старой графье и с сохранением композиционного строя росписей. Нужно еще помнить, что собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери раньше являлся летним, то есть зимой служб здесь не было. Сырость и холод также способствовали разрушению красочного слоя.

Самый верхний ярус собора целиком отдан земной жизни Спасителя. Здесь представлены чудеса, совершенные Им, евангельские притчи. В следующем ярусе изображены сцены Страстей Господних. Ниже, на столбах, написаны мученики, утвердившие своею кровью Церковь Божию, на подпружныхарках – апостолы, причем каждый изображен с орудием своей мученической смерти. В простенках между окон можно видеть фигуры преподобных в рост. В самом нижнем ярусе, очевидно, располагался цикл, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. Но что-то определенное сказать трудно, поскольку от первоначальных фресок здесь осталось лишь несколько разрозненных фрагментов.

Настоящее бедствие Сретенский собор пережил в конце 1920-х годов, когда его отдали под общежитие работников НКВД. (И это еще не худшая судьба – церкви преподобной Марии Египетской и Николая Чудотворца были разрушены вовсе.) Храм был разделен на несколько этажей, везде были установлены печи. Разумеется, никого не заботило поддержание необходимого температурного режима, и фрески могли бы погибнуть вовсе, если бы не скверное, на первый взгляд, обстоятельство: после «перепрофилирования» собора стены в нем были окрашены и оклеены обоями. Под слоем краски и бумаги дивные росписи ждали своего часа. В 1960-х годах, после выселения жильцов, в храме провели реставрацию, однако тогда удалось лишь снять обои и краску и укрепить живопись яичной эмульсией. Со временем эмульсия потемнела, и в 1991 году, когда собор был передан церкви, порой уже не представлялось возможным разобрать, что именно изображено в том или ином ярусе.

Лишь в 2005 году была организована грамотная реставрация фресок единственного оставшегося «в живых» собора Сретенского монастыря. Реставраторы наконец «дошли» до авторского красочного слоя, и их глазам открылись изумительные цвета, звучные сочетания красного, коричневого и синего, характерные именно для костромской школы.

В 1990 году на самом храме и приделе Рождества Иоанна Предтечи были восстановлены золоченые кованые кресты, сбитые с собора в 1920-х годах. А совсем недавно собор получил новый придел – во имя преподобной Марии Египетской. Он был устроен в память об одноименной церкви, некогда находившейся на территории монастыря.

К 1917 году в Сретенском монастыре было три храма с шестью престолами. К 1991 году остался лишь один храм с двумя престолами. Два других – подобно многим памятникам архитектуры – оказались разрушены в 1920-е годы как якобы мешавшие уличному движению.

Всегда больно, когда сносят старые здания. Больно вдвойне, если эти здания – храмы. Втройне больно, если эти храмы не просто старые, но – древние, помнящие Дмитрия Донского и борьбу с татарским игом. Именно таким был храм преподобной Марии Египетской, располагавшийся восточнее от собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери и построенный в 1385 году, то есть десятилетием раньше основания Сретенского монастыря. Очевидно, своим устроением церковь при. Марии Египетской была обязана княгине Марии, жене одного из сыновей Ивана Калиты – князя Андрея Ивановича Боровского – и матери одного из героев Куликовской битвы, князя Владимира Андреевича (Храброго). Храм служил княгине Марии домовой церковью, и именно последним обстоятельством объясняются его очень скромные размеры (в плане храм квадратный, со стороной квадрата около пяти метров).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Русские историософские школы
Россия по своему географическому положению занимает срединное место между Востоком и Западом, соединяя и одновременно разделяя их. Соприкасаясь с ними, она испытывает влияние обоих и является проводником и носителем идей как западного, та ...

Краткая характеристика творчества Павла Андреевича
Павел Андреевич Федотов пришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себя живописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру. Первые попытки рисовать Павел Андреевич осуществляет в середине 18 ...

Назначение справочной литературы по искусству
Справочная литература по искусству является важным источником информации в выполнении разнообразных эстетических запросов читателей различных категорий. Спецификой отдельных видов искусства обусловлено многообразие справочных изданий. Ср ...