Культура народа Саха в якутских кинофильмах

Информация » Становление и развитие якутского кинематографа » Культура народа Саха в якутских кинофильмах

Страница 1

С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремятся нащупать тот нерв, который бы стал основой для формирования национального якутского кино, и каждый из них вносит в это общее дело свою лепту. Естественно, что в попытках найти свой путь якутское кино обратилось к народному эпосу - олонхо.

В олонхо заключен тот изначальный этический и эстетический идеал народа Саха, отражающий его мировоззрение, понимание своего места во вселенной, его мудрость и стремление к гармонии. Якутское олонхо рисует ясную и простую модель мира, в которой Вселенная делится на три части, населенные людьми, духами и богами, все подчинено строгому порядку, все находится в состоянии гармонии и равновесия. На страже этого нерушимого порядка стоят светлые божества, а с ними и наделенные волшебной силой богатыри из рода айыы - людей.

Олонхо, как вид народного творчества, включает в себя истоки многих видов искусств. С развитием в Якутии профессионального искусства олонхо входит в различные его виды. Фольклор, эпос послужили основой для формирования якутской художественной культуры. Наши первые писатели, основатели якутской литературы черпали свое вдохновение именно из народных сказаний и олонхо. Позже их произведения стали основой для первых якутских фильмов. Новые формы обрело олонхо и в театре: первые театральные постановки формирующегося национального театра были на сюжеты, взятые из олонхо (любительские спектакли "Удалой молодец Бэриет", "Богатырь Кулантай на рыжем жеребце") первая национальная опера создана на основе либретто, написанного по мотивам различных олонхо. Якутские живописцы и графики, воспитанные на олонхо, воплотили его образы в своих работах. Именно олонхо стало основой для формирования национального театра народа Саха.

Обретя новую жизнь в различных видах искусства, олонхо занимает свои позиции и в кино.

Затрагивая в своих работах темы, волнующие современного человека, ища ответы на актуальные вопросы, задаваемые сегодняшним днем, режиссеры якутского кино создают произведения, в которых на разных уровнях присутствует олонхо. Неслучайно многие работы выполнены в черно-белом цвете. Строгое черно-белое изображение настраивает на философское размышление, уводит от бытового восприятия; графически точные фигуры, линии, углы позволяют сосредоточиться на главном, отбросить все второстепенное, отставить ненужное, в то же время скудость цветовой палитры заставляет работать воображение, видеть скрытое в знакомых предметах.

Главным, а порой и единственным индикатором «самобытности» остается пока язык. В якутском кино предпочитают изъясняться по-якутски. Зрителей привлекает родная речь — и уроженцев улусов, и жителей Якутска. Прокат единственной русскоязычной комедии местного производства «Дневник начинающего предпринимателя» завершился финансовым фиаско. Адресная аудитория (включающая этнических Саха, горожан, подзабывших уже наречие предков) не удостоила вниманием эту картину, предпочтя ей общероссийские хиты или спектакли своего драмтеатра.

Например, взять первый полнометражный якутский фильм — «Черная маска» (2002) — который был снят на «Саха-фильме» режиссером Никитой Аржаковым. Сюжет — адаптация реальной истории. Потомки главного героя, сыскаря Гаврилы Десяткина, здравствуют и поныне, вошли в круг влиятельных, именитых людей. Некогда (в середине 40-х) дюжий милиционер Десяткин смог обезвредить матерого душегуба, чья кровавая гастроль нарушила покой обитателей Якутска и жителей ближних улусов. На роли героя и негодяя были выбраны мужчины крепкого, внушительного сложения — известные в республике спортсмены. Первенство эти колоссы выясняли в рукопашном бою — будто в фильмах о боевых искусствах. Но, похоже, авторы давали иную отсылку — к фабулам якутских былин-олонхо. Там добрый богатырь (из местных) побеждает злого (из пришлых) в сшибке-схватке не на жизнь, а на смерть.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Русская живопись второй половины XVIII века
XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина ...

Особенность культуры средневековья
На протяжении нескольких последних столетий взгляд историков на Средневековье и оценка его неоднократно менялись, отражая трансформацию общих взглядов как на современность, так и на прошлое. Как уже упомянуто, гуманисты видели в столетиях ...

Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее определения
Исходной проблемой культурологии является проблема; что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений и понятия «культуры». Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый ...