Первый государственный профессиональный театр России

Развитие театра в России » Первый государственный профессиональный театр России

Страница 6

Театр первой половины XIX века еще не знал режиссуры, объединяющей актерский ансамбль. Ведущие драматические актеры сами отвечали за идейное звучание спектакля, за донесение до зрителей мыслей драматурга.

Репертуар драматической сцены составляли произведения различных идейно-художественных направлений. Это отражалось и на исполнительской манере. Многие актеры следовали эстетике классицисткой школы. Русская и зарубежная сентиментальная драма имела своих исполнителей. Но абсолютного разграничения не было.

В творчестве трагических актеров намечаются новые черты. Они наиболее полно выразились в искусстве А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.

Алексей Семенович Яковлев не имел театрального образования. Детство и юность он провел в купеческой лавке – сначала отца, а затем опекуна. Счастливый случай свел его с Дмитревским. Он подготовил Яковлева к дебюту, который прошел с большим успехом. Талант Яковлева высоко ценил А.С. Пушкин, он называл его трагическим актером с пламенным темпераментом.

Екатерину Семеновну Семенову (1786 – 1849) называли «царицей русской сцены». Она пользовалась огромной популярностью и занимала в петербургской труппе положение первой трагической актрисы. «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только о ней», - писал об актрисе А.С. Пушкин.

Семенова окончила Петербургское театральное училище в 1803 году. Ее педагогом был Дмитревский. По выходе из школы она пользовалась советами Шаховского. Актриса самостоятельно искала ключи к своим многочисленным ролям, подбирала сценические краски, пластику. Для Семеновой специально писались и переводились пьесы. В огромном списке ролей Семеновой особенно выделяются Антигона в «Эдипе в Афинах», Моина в «Фингале», Ксения в «Дмитрии Донском» (все три пьесы принадлежат Озерову). К лучшим и любимым ролям актрисы относятся также Аменаида («Танкред» Вольтера), Федра («Федра» Расина).

Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года подвело черту целой эпохе общественной жизни страны. В стране началась полоса все возрастающей реакции на все стороны общественной деятельности. Особенно усилились правительственные репрессии в связи с революционными событиями 1830-1831 и 1848 годов на Западе и в связи с прокатившейся по стране волной народных восстаний.

В этот период развитие культуры, в том числе театра и драматургии, проходило под воздействием двух сил: с одной стороны – идей декабризма, с другой стороны – очень тяжелых социальных условий, созданных правительством.

В театральном искусстве этого периода был романтизм, однако не меньшее значение приобретает и формирование реалистического метода актерской игры. На сцену выходит романтический герой, находящийся в остром конфликте с обществом. Меняется стиль актерского исполнения: оно становится более эмоциональным, наполненным страстью. Игра актеров обогащается выразительными мимикой и жестом. Освободив актерскую игру от обязательных канонов классицизма, романтизм во многом подготовил почву для появления реализма на сцене.

Прогрессивные тенденции в театральном искусстве этого периода наиболее полно выражены в московском Малом театре, открывшемся 14 (26) октября 1824 года. На характер актерского искусства влияла близость к Московскому университету. Славу театра составили П. С. Мочалов и М. С. Щепкин. С их именами связаны лучшие постановки. Помимо них, в труппе театра был ряд других ярких и интересных артистов, таких, как М. Д. Львова-Синецкая, П. И. Орлова, И. В. Самарин, С. В. Шумский. Большой любовью у зрителей пользовался непревзойденный исполнитель комедийно-водевильного репертуара В. И. Живокини.

В 1832 году в Петербурге был открыт Александринский театр. Первым актером театра и по положению и по праву считался в этот период В.А.Каратыгин. Были в труппе и другие яркие, одаренные и своеобразные актеры, такие, как Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, И. И. Сосницкий.

Начало 50-годов XIX столетия было мрачным временем в истории России. Революция 1848 года напугала Петербург. Начинаются преследования любого умственного движения. Особый надзор был учрежден над театром, значительно больше, чем литература, зависевшим от политики двора.

Эта зловещая обстановка продолжалась до второй половины 50-х годов – до смерти Николая I и бесславного окончания крымской кампании. Отмена крепостного права в 1861 году начинает новую эпоху в истории России. Повсеместно вспыхивают крестьянские восстания, Александр II очень скоро встает на путь реакции, опять начинается волна преследований, репрессий. Но погасить революционное движение правительству не удается, дело революционеров-демократов продолжают революционеры-народники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Развитие науки в Эпоху Возрождения
Расцвет искусства и гуманитарных наук сопровождался активным развитием в различных научных сферах. Некоторые видели такой подъем активности как «научную революцию», возвещавшую начало современности. Другие считали это простым ускорением п ...

Особенности искусства Киевской Руси
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерез ...

Главные роли
В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума" Щепкин создал образ Фамусова - типического представителя чиновной бюрократии, исполненного чванливости и барской спеси перед людьми, стоящими ниже его на общественной лестнице, угодливого и раб ...