Первый государственный профессиональный театр России

Развитие театра в России » Первый государственный профессиональный театр России

Страница 7

История московского Малого театра этого периода связана с передовыми течениями в русской литературе и общественной жизни. За высокую просветительскую и воспитательную роль театр называли «вторым университетом». Велика историческая заслуга Малого театра в утверждении драматургии Островского. В его пьесах раскрывают свой талант такие выдающиеся художники сцены, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Васильев, С. В. Шумский.

Александринский театр в 50 – 70-е годы переживает наиболее сложный и противоречивый период своей истории. Большое влияние на его судьбу всегда оказывала близость ко двору.

Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение оказывалось иностранным труппам и балету. Актерское искусство Александринского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов, техники исполнения. Формальное мастерство порой достигает очень высокого уровня.

Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владеющим техникой актерского искусства, был В. В. Самойлов. Его творчество – исключение для Александринского театра тех лет.

В последние десятилетия XIX века в России продолжается интенсивный рост капитализма. Развитие буржуазных отношений обостряет экономические и политические противоречия внутри монархического государства.

Революционные идеи все сильнее сказываются и в области культуры. Общественная борьба находит отражение и в стенах театра. Малый театр ставит героико-романтические спектакли, в которых звучат большие гражданские темы. В Александринском театре оживают мартыновские традиции демократического гуманизма. И Малый, и Александринский театр приходит целая плеяда замечательных актеров, вошедших в историю русского сценического искусства.

Эпоха выдвигает пред театрами новые темы, требующие решения новых художественных задач. В актерском искусстве проявляются тенденции к тонкому изображению сложного внутреннего мира человека, к углубленной психологизации образов.

В 1888 были открыты драматические курсы, где преподавали крупнейшие актеры Малого театра (А. П. Ленский, М. П. Садовский, Г. Н. Федотова, О. А. Правдин) и представители передовой части профессуры Московского университета. Драматические курсы окончили актеры Н. К. Яковлев, А. А. Остужев, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, В. О. Массалитинова и др. В 1907 году прием учеников на драматические курсы был прекращен, в результате чего в 1909 году курсы были закрыты. Деятельность их возобновилась лишь после Октябрьской революции, в 1918 году.

Труппа Малого театра к концу XIX века была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Это Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, М. П. Садовский, А. П. Ленский, О. О. Садовская, А. И. Южин-Сумбатов.

Политическая реакция особенно остро сказалась на судьбе Александринского театра. Близость его ко двору, засилье бюрократической рутины пагубно влияли на искусство петербургской сцены. Но, не смотря на все отрицательные стороны своей жизни, театр оставался значительным явлением в художественной жизни России. Этим он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра, таким, как М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов. В 1881 году на александринскую сцену поступает крупнейшая русская провинциальная актриса П. А. Стрепетова. Ее творчество стоит как бы особняком в искусстве императорского театра. Через девять лет она вынуждена была подать в отставку.

Конец XIX – начало XX века – время небывалого подъема революционного движения и вместе с тем время духовного кризиса интеллигенции. Русская культура переживала критический момент. Даже старейший Малый театр находился в творческом кризисе.

В Малом театре продолжали выступать корифеи русского искусства, но их творения все более утрачивали связь с современностью. То был объективный ход развития искусства – менялось время, появлялись новые проблемы, новые веяния современности, осуществить которые надлежало следующему поколению.

Началом нового этапа в развитии русского и мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год начал свою деятельность Московский Художественно-Общедоступный театр. С весны 1901 года он стал именоваться Московским Художественным театром (МХТ). В настоящее время он носит название Московский Художественный Академический театр (МХАТ) имени М. Горького.

Начало существованию Художественного театра положила историческая встреча двух его будущих руководителей – К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, состоявшаяся 21 июня 1897 года. На этой встрече была намечена труппа, которую должны были войти наиболее одаренные ученики В. И. Немировича-Данченко (он в течении ряда лет вел класс драматического искусства в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе) и наиболее талантливые участники Общества искусства и литературы. Из училища это были: В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, И. М. Москвин, М. Л. Роксанова, Е. П. Муратова, Е. М. Мунт, Н. Н. Литовцева. Из Общества искусства и литературы – М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. А. Санин, А. Р. Артем, А. В. Лужский, М. А. Самарова, Е. М. Раевская, Г.С. Бурджалов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Элементы картин С.Щедрина
Человеческие фигуры, которыми всегда населены картины Щедрина, мастерски включены в пейзажи и участвуют в создании образа города (Рим, Неаполь) или морской гавани (Сорренто). Чаще всего Щедрин освещает свои пейзажи солнцем, как бы находя ...

Упреждающая аргументация – перехват инициативы
В данном случае речь идёт не о самостоятельном тактическом приёме, а о лояльной уловке. Аргумент заменяется неким «вопросом на засыпку », отвечая на который оппонент с опозданием обнаруживает несостоятельность своих контрдоводов (ещё до т ...

Исследование и анализ работы И. Н. Крамского в портрете Н.А. Некрасова
Портретист, исторический живописец, рисовальщик. Родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушеро ...