Первый государственный профессиональный театр России

Развитие театра в России » Первый государственный профессиональный театр России

Страница 3

Сценические приемы шутовских комедий и интермедий родственны народному театру и старинным праздничным игрищам. Расцвет театра «охочих комедиантов» приходится на 30 – 50-е годы XVIII века.

После смерти Петра I феодальная знать попыталась вернуть старые порядки, но потерпела крах. Защитником петровских реформ выступило дворянство, оно добилось еще больших привилегий и по сути дела освободило себя от всяких обязанностей перед государством.

Дворянская молодежь воспитывается в специальных учебных заведениях, самым крупным из них был Шляхетский корпус. В 40 – 60-е годы происходит некоторая демократизация состава его воспитанников. Сюда начинают попадать юноши из обедневших дворянских семейств, Они проявляют интерес к литературе, устраивают театральные представления. В Шляхетском корпусе получают образование известные русские драматурги – А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин.

К драматическим спектаклям иностранных трупп придворный зритель проявляет мало интереса. Зачастую знаменитые гастролеры играют при полупустом зале. Куда более охотно посещаются оперно-балетные спектакли, они и являлись основой репертуара придворного театра.

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (СПГАТИ) — старейшее театральное училище России, ведёт свою историю от Петербургской театральной школы, созданной в 1779 году на базе танцевальной школы.

В 1738 году в Петербурге открылась первая русская танцевальная школа. Ее возглавил балетмейстер Ж.-Б. Ланде, преподаватель танцев Шляхетского корпуса, Вскоре воспитанники этой школы стали принимать участие в спектаклях иностранных трупп, а в 1742 году показали первое самостоятельное представление. Тогда же на сцене впервые появился русский танец.

Пятью годами ранее, в 1773 году, при Московском воспитательном доме были созданы классы изящных иск-в (драматический, балетный, вокальный и инструментальной музыки). В 1784 году классы были переданы в ведение московского Петровского театра (театра Медокса). В 1778 году обучение танцевальному искусству было поручено Л. Парадизу, из класса которого вышли первые русские танцовщики: А. М. Собакина, Г. И. Райков, И. Еропкин, В. М. Балашов. Затем классы были переданы во вновь открытый театр Медокса, где преподавание вел К. Морелли. Это время было периодом упадка деятельности Московской балетной школы.

Оперно-балетные спектакли сыграли немалую роль в развитии русской театральной культуры, сценической техники декорационной живописи. Но Россия остро нуждалась в развитии общедоступного театра, рассчитанного на широкие демократические круги. Такой театр и вырос из представлений «охочих комедиантов». Труппы таких театров существовали не только в Москве и Петербурге – они были и в Ярославле, Пензе и других городах. Такие труппы формировались из учащихся различных школ, канцеляристов, ремесленников, рабочих, солдат.

Многими важнейшими событиями ознаменована история русского государства во второй половине XVIII века. Победа в войне с Турцией и Швецией, присоединение к России придунайских, донских и причерноморских земель, включение в состав Российской империи Украины и Белоруссии.

До предела обострились классовые противоречия. Вершиной протеста народных масс стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Активизации антикрепостнических тенденций способствовали также исторические события, происходившие за пределами России. Французская буржуазная революция 1789 – 1794 годов и связанное с ней просветительство способствовали распространению прогрессивных идей.

Передовые деятели русской культуры XVIII века уделяли театру огромное внимание. Театр был самым демократическим видом искусства. Стихийно возникающие представления устной народной драмы не могли оказаться вне поля зрения правительства. В связи с этим решено было открыть официальные «народные театры», предназначенные для широкой публики. Артистами здесь были любители, получавшие плату за выступления от государства. Но «народные театры», дозволенные правительством, просуществовали недолго. Подозрительным становилось скопление простого люда и на этих представлениях. В начале 70-х годов они были запрещены.

Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным.

Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов». Такие театры функционировали не только в столицах, но и вдали от них. Одним из самых крупных был театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728 – 1763). Волков был первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекоменудем посмотреть:

Связь культурологии с другими науками
Рассмотрим подробнее те науки, на базе которых формируется культурология и с которыми она тесно связана. Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались ...

Монументально-декоративная скульптура
Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнут ...

Новый этап в градостроении Петербурга
Невиданным в мировой практике размахом ансамблевого градостроительства была отмечена первая треть XIX века. В Петербурге появились большие архитектурные ансамбли, широко развернутые в пространстве и формирующие целостную архитектурно-худо ...