Первый государственный профессиональный театр России

Развитие театра в России » Первый государственный профессиональный театр России

Страница 5

Вслед за Сумароковым первые русские актеры-профессионалы отрицали правила французской декламации, которые во многих театрах Европы считались эталоном для исполнителей классицистской трагедии. Кроме того, актеры, выступавшие в «высоких» трагических ролях, могли выходить на сцену и в «низкой» трагедии.

Среди актеров второй половины века первое место принадлежит Ивану Афанасьевичу Дмитревскому (1734 – 1821). Свой сценический путь он начал в Ярославском театре, вместе с Волковым прибыл в Петербург, пополнял знания в Шляхетном корпусе и в первом профессиональном русском театре стал одним из ведущих актеров. После смерти Ф. Волкова он возглавил труппу.

Дмитревский был одним из образованнейших людей своего времени. Он дважды побывал за рубежом, где знакомился с творчеством мастеров театра. В 1802 году Дмитревский, первым из актеров, был удостоен звания члена Академии наук.

Он занимался переводами пьес, был режиссером, педагогом, постоянным другом и советчиком начинающих актеров. С именем Дмитревского связана первая постановка «Недоросля» Фонвизина: он являлся режиссером спектакля и исполнителем роли Стародума.

Лучшие роли Дмитревского – Синав и Дмитрий Самозванец в трагедиях А. П. Сумарокова, Добросердов в комедии В. И. Лукина «Мот, любовью исправленный».

Другой видный актер второй половины века – Яков Данилович Шумский (год рождения неизвестен, умер в 1806 году). Шумский также прибыл в столицу с Ярославской труппой. Он был талантливым комедийным актером, обладал богатой мимикой, живым сценическим темпераментом. Великолепно исполнял роли слуг – проворных, решительных и смекалистых. В «Недоросле» он играл роль Еремеевны и немало способствовал своей игрой успеху спектакля.

Незаурядным талантом отмечено искусство первых русских актрис. Татьяна Михайловна Троепольская (умерла в 1774 году) начала выступать на сцене московского Университетского театра, а затем в числе лучших его актрис была принята в труппу петербургского придворного театра. Обладая выигрышными внешними данными, красивым, мелодичным голосом, она стала лучшей исполнительницей главных ролей в трагических спектаклях: Ильмены в «Синаве и Труворе», Ксении в «Дмитрии Самозванце» и др. С не меньшим успехом играла она в комедийных спектаклях и в «мещанских» драмах.

Разносторонней актрисой была Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина, по мужу Дмитревская (1740 – 1782). Она обычно играла бойких, озорных и лукавых служанок, но выступала и в серьезных ролях, например в «Прибежище добродетели» А.П. Сумарокова. Уже в молодые годы талантливо исполняла роли старух.

Среди крупных актеров второй половины века можно назвать и такие имена, как В. П. Померанцев, Я. Е. Шушерин, А. М. Крутицкий, П. А. Плавильщиков, В. Ф. Рыкалов, А. Е. Пономарев, С. Н. Сандунов.

Исторические события, Общественно-политическая жизнь первой четверти столетия ставят перед театром новые задачи, предлагают новые темы и способствуют формированию новых художественных стилей.

Война 1812 года внесла резкий перелом в национальное самосознание всех сословий России. Офицеры русской армии, участвовавшие в освобождении Европы от нашествия Наполеона, имели возможность близко познакомиться с процессами ломки феодально-абсолютистского строя в европейских государствах.

В среде дворян все шире распространяется убеждение в необходимости государственного переустройства России, отмены крепостного права. Классовые противоречия, социальный состав зрительного зала оказывают воздействие на репертуар театра, на манеру актерского исполнения. С одной стороны, ставятся спектакли, соответствующие вкусам придворно-аристократической публики, с другой – все больше появляется пьес, отвечающих запросам демократических низов.

В 1806 году классы изящных искусств преобразованы в Московское театральное училище. Класс инструментальной музыки существовал до 1865, вокальный класс (оперный) до 1880-х гг. Здесь велось обучение танцам, музыке и драматическому искусству. В числе педагогов были М. С. Щепкин, И. В. Самарин и др. Среди воспитанников - В. И. Живокини, С. В. Шумский, Н. М. Медведева, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина, М. Н. Ермолова. В 1871 драматический класс училища был закрыт. Борьбу за возобновление его работы вели прогрессивные русские театральные деятели (во главе с А. Н. Островским), утверждавшие воспитательное и общественнное значение театрального образования. В 1888 году были открыты драматические курсы, где преподавали крупнейшие актеры Малого театра (А. П. Ленский, М. П. Садовский, Г. Н. Федотова, О. А. Правдин) и представители передовой части профессуры Московского университета. Драматические курсы окончили актеры Н. К. Яковлев, А. А. Остужев, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, В. О. Массалитинова и др. В 1907 году прием учеников на драматические курсы был прекращен, в результате чего в 1909 году курсы были закрыты. Деятельность их возобновилась лишь после Октябрьской революции, в 1918 году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Виды и формы одежды
Текстиль. В течение столетия виды мужской и женской одежды менялись постепенно. Вначале это был ансамбль из жюстокора, весты и сорочки с кюлотами. Затем появились фрак и жилет в сочетании с более узкими костюмами, а верхней тёплой одеждой ...

Некоторые принципы контактной импровизации
1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновении двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощ ...

Развитие науки и российское Просвещение
Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленных людей невозможно возвысить Россию, поднять ее удельный ...