Первый государственный профессиональный театр России

Развитие театра в России » Первый государственный профессиональный театр России

Страница 2

Первыми исполнителями пьес, шедших на сцене придворного театра, были подростки и юноши – дети иноземцев из Немецкой слободы. Но уже менее чем через год руководителю театра Иоганну Грегори было поручено обучить 26 русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.

Положение иноземных и русских актеров в придворном театре было неодинаковым. Первые получали различные милости от царя: он удостаивал их своим приемом, одаривал наградами, чинами, дорогими подарками. А вторые находились в крайне униженном положении.

Путь первого русского профессионального театра был недолог: его фактическое существование прекратилось после смерти Алексея Михайловича, в 1676 году.

На Руси в XVII веке возникают также школьная драма и школьный театр, которые в своем развитии опирались на опыт высокоразвитого школьного театра на Украине. В борьбе с влиянием римско-католической церкви украинские ученые-монахи использовали средства борьбы своих противников иезуитов, в том числе школьный театр. Но если спектакли иезуитов, отличавшиеся пышностью, тяготели к сценическим произведениям эпохи Возрождения, то украинскому школьному театру были свойственны приемы средневековой драмы.

В представлениях школьного театра использовались и элементы театра народного: между действиями серьезной драмы исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта.

Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киевско-Могилянской академии – ученого-монаха, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.

Русский театр XVII века, как придворный, так и школьный, положил начало развитию театрального дела в России. Создание «Комедийной хоромины» открывает собой исторически необходимый и закономерный процесс формирования национального сценического искусства при опоре на достижения мировой театральной культуры.

Основание государственного театра означало официальное признание сценического искусства и вызвало необходимость в открытии театральной школы для создания кадров профессиональных актеров.

Формирование театра XVIII века связано с ростом национального самосознания, с теми огромными общественными и культурными преобразованиями, которые происходили в стране.

Профессиональный театр в России утверждается первоначально как придворный театр – драматический и оперно-балетный одновременно. Но отечественная театральная культура широко представлена и народным театром, школьным и университетским театрами, государственным публичным театром и театром частных антреприз.

В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр, где играла немецкая труппа под руководством сначала И. Кунста, затем О. Фюрста. Через некоторое время труппа пополнилась русскими актерами, которые проходили обучение при этом же театре.

Репертуар театра состоял из произведений немецких авторов XVII века, а также Кальдерона и Мольера в тяжеловесных переводах. Спектакли давались чаще всего на немецком языке. Русские актеры, отданные в обучение иностранцам, жаловались царю на нерадение, халатность своих наставников. В 1706 году театр прекратил свое существование.

Не оправдал надежд и немецкий театр И. Манна, в 1719 году выступавший в Петербурге. В его репертуаре преобладали грубые комедии и трагедии с кровопролитием и убийствами.

Одно из ведущих мест в русской культуре XVIII века занимает школьный театр. Школьный театр допетровского периода был связан главным образом с религиозной тематикой. Произведя реформу школы, Петр способствовал появлению школьного театра, который не был связан с церковными учебными заведениями и откликался на события современности.

Но стремление широких масс к искусству, к выражению своих мыслей и чувств в сценических образах воплощал народный театр. Его аудитория была самой многочисленной. Представления народного театра давались на городских и сельских площадях, в больших избах. Пьесы народного театра были устными, их текст не фиксировался. Исполнители вносили в структуру пьесы новые эпизоды, диалоги, песни, отдельные реплики, связанные с событиями текущей жизни. Одной из самых популярных устных пьес была драма «Царь Максимильян». Эта пьеса возникла в эпоху Петра I и оставалась в репертуаре народного театра в течении 200 лет, вплоть до Великой Октябрьской Революции. Возникла драма как отклик на конфликт Петра I с сыном, царевичем Алексеем. В основе ее – библейский сюжет, Но народный театр придавал этому сюжету современный смысл.

В тесном родстве с народным театром, но во многом особым путем развивался театр «охочих комедиантов», заложивший основы будущего русского профессионального театра. Репертуар этого театра состоял из шутовских (пародийных) комедий и интермедий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Эстетическое воспитание школьников на уроках
Эстетическое воспитание - это широкое понятие, обозначающее процесс направленного воздействия на духовный мир личности, в более узком смысле - это формирование способности воспринимать прекрасное, переживать его и претворять в практическо ...

Соловецкий монастырь
Соловецкие острова — особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история всего Русского Севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими . А в ужасные ...

«Ольмекская проблема»
К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о ...