Современные отечественные библиотечные союзы и ассоциации

Информация » Современные отечественные библиотечные союзы и ассоциации

Сравнительно-историческое исследование сложного социального явления - библиотечных ассоциаций - показывает, что их развитие было детерминировано историческим, социальным, политическим и экономическим развитием общества. Библиотечные объединения находились и находятся в экономической, социально-политической и духовно-информационном взаимодействии с другими социальными системами. Эволюция деятельности национальных библиотечных ассоциаций неразрывно связана, предопределяет и в свою очередь предопределяется развитием и эволюцией библиотечной профессии и факторами, определяющими и существование. Цель и основные задачи библиотекаря, независимо от библиотеки, где он работает, страны, в которой находится библиотека, или языка, который использует библиотекарь, одинаковы. Они являются социально и исторически детерминированными. То же можно сказать и об отдельных национальных библиотечных ассоциаций, цели и задачи их деятельности одинаковы в разных странах - развитых и развивающихся, независимо от даты создания ассоциации - 1876 г - Американской библиотечной ассоциации или 1995 г - Украинской библиотечной ассоциации. Целью деятельности библиотечных ассоциаций - является содействие развитию библиотечного дела и библиотечной профессии. Поэтому определение ими своей цели и задач часто подобные. Библиотечные ассоциации ставят перед собой четко определенные, цели и активно работают в направлении их реализации, для чего осуществляют совокупность социально значимых и исторически детерминированных действий. Можно выделить общее и специфическое в развитии библиотечных ассоциаций как социального явления. Существующие общие проблемы развития библиотечно-информационной деятельности и развития библиотечной профессии в мире определяют общие черты и направления деятельности национальных библиотечных ассоциаций. Для создания теоретической модели основой может стать такое определение цели-функционирования национальных библиотечных ассоциаций и всестороннее содействие развитию библиотечного дела для обеспечения права читателей и потребителей информации на качественное и своевременное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на основе гарантирования их доступа ко всему объему накопленных знаний и информации. Основными задачами библиотечных ассоциаций есть такие:

- организация и управление библиотечным делом;

- развитие библиотечной профессии.

Задачи, которые названы, конкретизируются и реализуются в ряде направлений. Организация и управление библиотечным делом осуществляется, например, путем содействии разработке и реализации библиотечно-информационной политики и создания соответствующей законодательной базы. Ассоциации - важный инструмент демократизации библиотечному делу. Через них представители профессии привлекаются к управлению отраслью, получают самоуправления. Деятельность общественных профессиональных объединений - необходимая составляющая демократического гражданского общества. Развитие библиотечной профессии предусматривает активную деятельность ассоциаций в разработке теоретических положений;

- организации практической деятельности;

- обеспечении непрерывного библиотечного образования;

- определении и внедрении этических принципов профессиональной деятельности;

- повышении статуса профессии и т.д.

Для достижения положительных результатов в каждом из этих направлений ассоциации применяют разные средства. Так, например, для обеспечения непрерывной библиотечного образования ассоциации инициируют создание специальных учебных заведений или осуществляют их аккредитацию, организуют курсы, семинары, конференции, в том числе ежегодные, консультации, стажировки, разрабатывают, рецензируют и утверждают образовательные программы, принимают экзамены по профессиональным дисциплинам, выдают специальную литературу и другое. В то же время наряду с общими чертами развития национальных библиотечных ассоциаций в мире, особенности развития библиотечного дела в отдельной стране, система информационно-библиотечного обеспечения сложившейся во многом определяют и направления функционирования библиотечных ассоциаций, их роль и место на современном этапе развития библиотечно-информационной деятельности, в различных странах наблюдается большая разница между библиотечными ассоциациями и их возможностями влияния на развитие профессии и библиотечного дела. Централизованный характер организации библиотечно-информационного обслуживания влияет на основные задачи и формы деятельности библиотечных ассоциаций. (3, электронный ресурс)

В нашей стране, эффективно работает Российская библиотечная ассоциация (РБА). Целями, которой является объединение усилий, поддержка и координация действий библиотек, библиотечных ассоциаций и школ в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России, представительство и защита интересов российского библиотечного сообщества, повышение престижа библиотек и социального статуса библиотечной профессии.(5, стр. 5).

Также в 2004 году в нашей стране была создана Российская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), которая одной из важнейших своих задач считает задачу мировоззренческую.(1, стр.3). Миссия Ассоциации – объединение духовных и интеллектуальных ресурсов для развития российских школьных библиотек, как катализаторов процессов воспитания, образования и качества жизни детей и юношества. (1, с. 5).

Также имеются в Росси множество союзов один из которых является Российский книжный союз. Основанный в 2001 году, союз объединяет ведущих отечественных издателей, распространителей книжной продукции, полиграфистов, представителей бумажной отрасли, в том числе ряд писательских организаций и ассоциаций; всего более 1500 субъектов книжной отрасли. Свои приоритетные задачи РКС видит в консолидации усилий книжного сообщества России по выработке согласованной политики, направленной на развитие отечественной книжной отрасли; в содействии образовательным, просветительским и культурным программам, нацеленным на пропаганду чтения, тем самым, содействуя росту экономики, снижению социальной напряженности, и, в итоге повышению конкурентоспособности России. (2, электронный ресурс).

Рекоменудем посмотреть:

Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев
Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются. Установление соотношения между м ...

Риторическое учение Аристотеля
Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате "Об искусстве риторики", или "Риторика", написанном около 330 г. до н.э. В отличие от предшествующих софист ...

Многоуровневое строение культуры
Культура не существует вне человека. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому ...