Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 8

В течение последней трети XIX века численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 году составила около 3 млн. человек.

После разгрома «Народной воли» более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление. Оно получило название либерального народничества, хотя оставалось в границах демократического лагеря. Либеральные народники считали, что в настоящего капитализма в России пока еще нет. В действительности к концу XIX века «игры в капитализм» зашли уже достаточно далеко. Особенно широко идеи либерального народничества распространились среди «третьего элемента» в земстве.

Жестокие удары и разочарования, которые испытали революционные народники на рубеже 70 – 80 годов, заставили их многое переосмыслить и переоценить. Тем более, что времени для размышления было достаточно. Период политической реакции, начавшийся в 1881 году, затянулся на 23 года. Многие революционеры пережидали его за границей. Социалистическое движение на Западе в это время приняло марксистскую окраску. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов.

Эпоха освобождения создала благоприятные возможности для культурного развития России.

В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. С одной стороны, оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но, с другой, высшая школа всегда была на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки, которое происходило в общем русле мирового научного прогресса.

Вторая половина XIX века – время окончательного утверждения и закрепления национальных реформ и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно – в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже «проселочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик и в России. В свою очередь, русская культура получила всемирное признание и заняла почетное место в семье европейских культур.

До последней четверти XIX века газеты в России не имели широкого распространения. Основным видом изданий оставались журналы. В первые годы царствования Александра II самым популярным из них был «Современник», основанный А. С. Пушкиным, а потом перешедший в руки Н. А. Некрасова. Журнал пользовался наибольшим успехом, когда его редактировали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В 1862 году «Современник» был приостановлен на 8 месяцев. После возобновления журнала в 1863 году руководящая роль в нем перешла к Салтыкову-Щедрину. Вплоть до окончательного закрытия в 1866 году «Современник» оставался лучшим из демократических журналов.

«Отечественные записки» пришли в упадок после ухода из них Белинского. Но в 1868 году Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли их в аренду. В истории журнала начался новый взлет. В нем печатались сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, стихотворения Некрасова, очерки Г. И. Успенского. В «Отечественных записках» заблистал талант Н. К. Михайловского.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекоменудем посмотреть:

Развитие науки в Эпоху Возрождения
Расцвет искусства и гуманитарных наук сопровождался активным развитием в различных научных сферах. Некоторые видели такой подъем активности как «научную революцию», возвещавшую начало современности. Другие считали это простым ускорением п ...

Культура и социальные отношения в средневековье
Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе. Средневековая культура формировалась на основе натурального хоз ...

Характеристика эпохального стиля Барокко
«Каждый человек – стиль» - эти слова известного французского учёного Бюффона, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека эпохи барокко. Этот стиль невозможно перепутать ни с каким-либо любым другим стилем. Бар ...